Укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников средствами аква – аэробики

Конференция: Современный детский сад

Автор: Скворцова Людмила Ивановна

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида №15 «Дюймовочка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

 

В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

В последнее время увеличение числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств их коррекции в условиях ДОУ.

В нашем ДОУ с 2010 по 2012 гг. проходил эксперимент по оптимизации двигательной активности. Одним из направлений работы стали занятия по аква – аэробике в старших группах.

При вводной диагностике был выявлен: низкий уровень двигательной активности у детей, невысокий уровень физической подготовленности, отмечался высокий уровень заболеваемости.

Цель: укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников средствами аква – аэробики.

Исходя из поставленной цели, были определены основные задачи:

  • формировать культуру здорового образа жизни;

способствовать закреплению навыков плавания и преодолению чувства боязни воды;

развивать такие качества, как силу, выносливость, гибкость и ловкость;

формировать новые двигательные умения и навыки, используя средства аква – аэробики;

способствовать развитию чувств ритма и умению управлять телом в воде;

развивать творческие способности и акватворчество;

воспитывать художественный вкус, любовь к воде и движениям в ней.

Одно из направлений работы по активизации двигательной активность – аква–аэробика. Это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Эффективность её в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы ребёнка.

Занятия по аква–аэробике мы строим на основе танцевальных движений, выполняемых под ритмичную музыку в воде.

Основу комплексов аква–аэробики составляют движения, позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъёма на занятиях аква–аэробикой вносим нестандартное оборудование (султанчики, цветы и др.), элементы костюмов (шапочки "рыбок", "лягушек", нарукавники и др.).

Детская аква–аэробика – это сбалансированный комплекс физических упражнений. Для растущего и ещё в полной мере не сформировавшегося детского организма важно правильно подобрать нагрузку так, чтобы малыш не утомлялся, а получал от занятий пользу и удовольствие.

В ДОУ аква – аэробика начиналась с секционных занятий, которые проводились один раз в неделю, длительностью 25 – 30 мин.

Наша программа по аква – аэробике рассчитана на два года обучения: старшую дошкольную группу и подготовительную к школе группу.

Содержание занятий определяется для каждого возраста и включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке усложнения. На втором году занятий аква – аэробикой используем и элементы синхронного плавания. Это позволяет придумывать различные хореографические композиции для праздников и развлечений на воде. При планировании занятий по аква – аэробике учитываем основные педагогические принципы: от простого к сложному, доступность, последовательность, систематичность, фасцинация, т.е. очарование.

Организация и проведение занятий секции аква – аэробики такая же, как и при плавании. Путём различных методов и приёмов занятия становятся интересными, детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления их здоровья.

Работу с детьми по аква – аэробике делим условно на три этапа. На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений и постепенно начинают их применять в самостоятельной деятельности.

На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом.

На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.

В ортопедии принято считать, что показателем гармоничного развития физических и нравственных сил является осанка. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В тоже время вода создаёт сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной нагрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка.

Практика показала, что регулярный цикл занятий аква – аэробикой, эффективен для профилактики нарушения осанки и её коррекции у детей старшего дошкольного возраста. Способствует улучшению индекса здоровья.

Занятия аква – аэробикой дают положительную динамику:

Координация движений улучшилась;

Наблюдается гармоничность телосложения, улучшения физического здоровья:

Повысился уровень сопротивляемости к простудному фактору у всех занимающихся:

Совершеннее стали нервно – психические процессы:

Дети обогатились не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным. волевым.

Раскрылись творческие способности у детей.

Имея такие показатели состояния здоровья, дети быстрее адаптируются в школе и успешнее овладевают школьной программой.

Рекомендации по проведению занятий аква – аэробикой.

Занятия проводить необходимо маленькими подгруппами,

При обучении целесообразен фронтальный метод,

Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору, разучивать упражнения сначала на месте, потом – в движении,

На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки – снижение её продолжительности и величины.

Аква – аэробику, как разминку уместно включать на занятиях плавания, праздниках и развлечениях.

Таким образом, можно заключить, что аква – аэробика содействует укреплению здоровья и обогащению двигательной активности дошкольников, выступая, как сопутствующая форма обучения плаванию, является преемственным его продолжением, так как содержит упражнения на развитие плавательных способностей. В физкультурно – оздоровительной работе необходимо использовать нетрадиционные формы и средства, которые позволяют не только стимулировать улучшение здоровья детей, но и сформировать интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.

 

Опубликовано: 25.03.2015