Искусство слова в фольклоре

Конференция: Современный детский сад

Автор: Комиссарова Елена Вячеславовна

Организация: МДОУдетский сад №34

Населенный пункт: Московская область, г. Серпухов

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющую ту же роль, какую в дальнейшем выполнила литература.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество потешек, сказок, поговорок, пословиц, загадок, докучных сказочек и присказок, приговорок, прибауток и считалок, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме, обучить его тому или иному навыку.

Русский язык ни с чем не сравним по образности, поэтичности, точности.Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт вначале, а затем эмоциональное общение, позволяет осветить это общение светом любви и добра.

Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых. Сказанных при тех или иных обстоятельствах жизни ребёнка, они будут выполнять свою роль.

Народные выражения живы только тогда, когда употреблённые к месту и времени. При Входе ребёнка в группу можно сказать: «Ясный месяц появился», если ребёнок пришёл после болезни. Это звучит так же просто и ласково, как другой саказ бы обычное приветствие.

Ребёнок улавливает связь пословиц со своим действием: «поспешишь – людей насмешишь» - назидание.

Если в языке детей промелькнёт изредка поговорка, образное выражение, то это будет большой наградой для воспитателю за его труды. Богатство слов и обозначений соответствует разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным.

Только тогда слово, по выражению Ушинского, и становится слитным со своим содержанием неотделимым от него, прирастает к нему, «как кожа к руке», и не снимается с неё. Овладевая родным языком. Ребёнок не будет ошибаться в точности обозначений.

Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает удовольствие не только у малыша, но и у взрослого, использующегообразный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в здоровый рост ребёнка, его силу, сметливый ум, красоту например: «Коленька хороший, Коленька пригожий», «Это конь – богатырь для Алёши удальца », «Рости ,косынька ,до пят , все волосыньки в ряд» и т.п.

В русском языке сложился ряд образных выражений, которые рождаются в живой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них. Становятся самостоятельными, например: конь вороной, коровушка – бурёнушка, алый цвет – маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка – муравушка, зимушка – зима, мороз трескучий, лётчики – соколы, как буря налетела, засвистал соловьём и многие другие слова, выражения, связанные с образами и явлениями родной природы.

В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь – это чёрный, блестящий, цвета вороного крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и в глаза бросается его иссиня чёрный чвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным.

И хотя малые фольклорные формы состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, но таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Это и простая рифма и неоднократно првторяющиеся звукосочетания и слова, восклицание и обращения к ребёнку или к какому – либо персонажу.

По содержанию маленькие проиведения народного поэтического творчества образны и многоплановы. В них оживают явления природы, например, «Ночь пришла темноту привела», «Солнышко – вёдрышко обогрело телят, ягнят, ещё маленьких ребят», «на небе появилась радуга»; олицетворяются животные( кисонька – мурысонька, курочка –рябушечка, сорока – белобока, козынька рогатая) и многие другие персонажи. Опиание не только поэтично, но и образно, что раскрывается в действиях: курочка – рябушечка идёт на реку за воличкой – цепляток поить; сорока – белобока кашку варит – деток кармит; котик покупает пирожок; белка продаёт орешки; заинька горенку метёт и т.п. Они трудолюбивы, ласковы , заботливы: «собачка не лает, чтобы нашу детку не испугать», а «коток – серый лобок» качает люлечку, баюкает ребёка.

Через олицетворение этих персрнажей, их поступков, высказываний подчёркивается любовь к ребёнку, забота о нём.

Потешки эмоционально насыщены, в них выражены радость, недовольство, утверждение, отрицание, удивление.

«Рифмой великолепно пользуется живая народная поэзия» - писал С.Я. Маршак. Там рифма появляется то в конце строкек, то в начале; то в виде точной рифмы, то в виде свободногозвучания.Вот, например, колыбельная песня, записанная где - то на севере:

И ласточки спят,

И касаточяки спят,

И соколы спят,

И соболи спят.

Ласточки спят

Все по гнёздышкам.

Касаточки по закуточкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось.

Как чудесно и по значению и по звучанию перекликаются здесь ласточки и касаточки, соколы и соболи.

Припевками, приговорками привлекают внимание детей, чтобы их успакоить, развеселить , «поговорить».

Загадка как форма словестного народного творчества - полезное упражнение для ума. Загадки всегда опираются на боьшой жизненный опыт. На знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Народнве загадки, несомненно, раскрывают особенности родного языка и его образов. Приучают к острой и живой мысли.

Е.И. Тихеева рекомендует следующее составление загадок о предмете ,на стол выставляются несколько игрушек: козёл, петух, лошадь. Для каждой подобрана загадка:

1) Идёт мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает. (козёл)

2)На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры. (петух)

3) Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей чёлка, на ногах щётки.(лошадь)

Наблюдения за движением колёс, телеги оформляются в загадку: «Два братца спереди бегут, два братца сзади догоняют». Загадка поэтизирует для ребёнка окружающий для него мир, показывают такие строны явлений, которые без этого часто остаются незамеченными.

Заучивание и произношение скороговорок едва ли не самое интересное занятие для детей. Потребность детей употреблять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в это же время такие, которыми надо овладеть, особенно этот наблюдается в возрасте от 2 до 6. лет. Эта потребность может быть удовлетворена предложением детям скороговорок: «Коси коса, пока роса», «На дворе трава ,на траве дрова» и т.д

Гениальными произведениями русского народного творчеста являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.

В сказках нашли отражение глубокие нараственные идеи , мечты и убеждения народа. Просто и убедительно сказка говорит о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни, трудолюбивый герой всегда побеждает, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага.

Действие народной сказки разворачивается на фоне родной природы. Ребёнок видит и чистое поле, и дремучий лес и быструю речку. Природа какбы сочувствует положительному герою: яблонька, печка укрывают девачку от погони гусей-лебедей, звери и птицы помогают герою преодолеть препятствия.

Произведения устного народного творчества – большое искусство слова. Чёткая, стройная композиция , увлекательная фантазия волшебной сакзки, яркие образы героев, выразительный и предельно лаконичный язык, ритмичность, законченность сюжета делают эти произведения высоко художественными по форме. Это источник радостных переживаний детей и важнейшее воспитательное средство.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Скорость развития событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказки отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпититов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмических поворотов: например, «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает» или «Ах, братец мой Иванушка, тяжёл камень на дно тянет, шёлкова трава ноги спутала, желты пески на грудь легли. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)». Они помогают ребёнку запомнить сказку.

Образы русских народных сказок – хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, Деда Мороза, Иванушки –дурачка, Марьи – моревны, и многие другие входят в жизнь детей, воспитывают добрые чувства.

Сказки вводят ребёнка в мир животных, наделённых способностью говорить, думать и поступать по – человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок, волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования.

Сказки изобилуют весёлыми присловьями: « комар – пискун, муха - горюха» и т.д .

Песенно – ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придаёт сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловия так вырозительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико – игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского осознания.

В волшебной сказке привлекательны развития действия, сопряжённое с борьбой светлых и тёмных сил, и её чудесный вымысел. В особенности трогает судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась – загулялась и брадца унесли гуси -лебеди. Братец Иванушка не послушал сестрицы и напился водицы из козьего копытца и стал козликом. Добрая сирота терпит гогениея злой мачехи (Хаврошечка, Морозко).

В сказке изображаются и жизненные отношения. Народ излагает их в простых и ясных формулах: «Как аукнется, так и откликнется» (Лиса и журавль); «В согласном стаде волк не страшен»(Зимовье зверей); «С умом жить – тешиться, а без ума - мучиться» (Лисичка сестричка и волк).

Сказка даёт много поэтического наслаждения. В сказке обычно открывается характерный зачин: «Жили были старик со старухой» , «Не- в- каком царстве, не-в-каком государстве жил был царь с царицею, и была у них дочь Марья-моревна», «Жили три брата: двое-то умных, а третий дурак».

Заканчивается сказка традиционной концовкой: «Стали жить- поживать да добра наживать», «И я там был мёд – пиво пил, по усам текло а в рот не попало».

Повествование сказки плавно, ритмично. Движение повествованияпеременяется традиционными формулами: «Едучи путём – дорогою; Близко ли , далеко ли, низко ли, высоко ли; Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Сказочная образность особенно тщательно разработана в волшебный сказках. Например, в сказке об Иване – царевиче, Жар – птице и сером волке в совершенстве осуществлён принцип троичности: в первую очередь пошёл сторожить сад старший сын, во-вторую средний, в третью – младший. Вторая часть сказки вводит три подвига: похищение Жар-птицы, златогривого коня, Елены Прекрасной. Дальше идёт обратный процесс: Иван-царевич обманывает царей, подсовывая им превращённого серого волка. В волшебных сказках обычно очень хорошо разработанна драматическая и эмоциональная сторона приключений. Серый волк съедает коня, Иван – царевич попадается в краже, его позорят цари, Ивана – царевича убивают братья.

Т.о., Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, его культурой.

Устное народное творчество в течении долгого времени передавались из уст в уста, из поколения в поколение, приобретало традиционные устойчивые формы композиции и выразительности языка.

Список литературы:

Кон И.С. Психология ранней юности. -М., 1989.

Краснова Т.В. Традиции волшебной сказки в тврчестве русских писателей века в. / АКД. – Улан-Уде, 1997.

Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. – Свердловск, 1992.

Разумова И.А. Современный русский семейный фольклор как этнокультурный феномен. – СПб.,2000

Опубликовано: 15.02.2016