Необходимость воспитания у детей отзывчивости, внимательности и заботливости к своим близким
Конференция: Современный детский сад
Автор: Перькова Любовь Николаевна
Организация: МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»
Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол
Обращайте внимание не столько на истребление недостатков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовь: будет любовь, не будет пороков.
В. Белинский
Кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали, значимости институтов семьи осложняют пути личностного самоопределения ребенка. В связи с этим перед дошкольным воспитанием встали проблемы оказания помощи ребенку в определении границ добра и зла.
Семейная атмосфера, а также социально экономические условия жизни мало располагают к воспитанию очень важного, все определяющего человеческого качества, такого как доброта. Прямо скажем, мы мало заботимся о своем пожилом возрасте. Хорошее воспитание ребенка – это спокойная родительская старость. Вот и получается, что совсем нередкий факт у нас – равнодушие, а порой даже черствое отношение к своим близким, престарелым или больным родственникам. В описании зарубежного опыты вы встретитесь с тем, как в дальнем зарубежье с самых ранних лет идет воспитание не декларативное, а на самом деле и в детских садах, и в семьях у детей внимательного отношения, сострадания как к больным, так и пожилым людям.
Является неоспоримым тот факт, что недобрые взрослые вряд ли смогут посеять в ребенке зерна добра. Исключения бывают, но это не типичное явление. На вопрос «Какими вы хотите видеть своего ребенка когда он вырастет?» взрослые и в селах, и в городах преимущественно отвечали: «Хотим, чтобы получил образование». Причем предпочтение отдавалось профессиям программиста, инженера, банковского работника, врача. Наверное, сейчас выбор вузов будет иным. Не знаем. И лишь небольшая часть родителей отвечала «Хотим, чтобы у нас вырос добрый, порядочный человек». Но от желаемого до исполнения порой бывает целая пропасть. Известно, что легче чему-то научить дошкольника, чем что-либо положительное в нем воспитать. Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближайшем окружении. Это может быть:
- взаимоотношение друг с другом;
- доброе заботливое отношение к пожилым и престарелым людям;
- родственникам и просто соседским старикам и старушкам;
- исключение нежелательных, недобрых разговоров о людях, животных в присутствии детей.
Детское ухо слышит и впитывает буквально все. Приведем из жизни такой пример.
Семья вместе с малышом 4-х лет собирается на детский праздник Вдруг малыш заявляет «Я подарю своему другу поломанную машину, ведь она мне не нужна. А мама назидательно говорит: «Так некрасиво, нельзя дарить старые, ненужные игрушки». На что малыш отпарировал: «А помнишь, вы собирались на день рожденье к тете Вале. И ты сказала, что подаришь старую вазу, потому что она надоела и мешает в нашей квартире!»
Важно создание специальных проблемных ситуаций, при решении которых происходили, пусть в теоретическом плане, постоянные упражнения в добрых поступках. Вот несколько таких вопросов-ситуаций.
1. У тебя сегодня хорошее настроение. Почему?
А) Потому что мама улыбнулась;
Б) Потому что светит солнце;
В) Потому что подарили игрушку (конфету).
2. Нужно ли дружить?
А) с неряхой;
Б) с девочкой, которая рвет книги;
В) с бедно одетой девочкой.
При воспитании добрых чувств важна социальная ориентация на других людей, в том числе обездоленных ребенок не видит жизнь стариков в доме престарелых, но он часто проходит мимо людей, живущих затруднительно. В данном случае периодически важны комментарии родителей. И еще одна немаловажная деталь в этом плане. Давайте задумаемся над вопросом ; « Как наши дети относятся к нам?» .В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать в том числе и по отношению к матери. Замечательно поступают те семьи, которые используют художественную литературу и сказки в целях воспитания добрых чувств. Знать содержание сказки нужно и полезно для ребенка, но еще важнее без излишнего морализирования преподнести урок добра на основе рассказанной сказки. Например, можно после рассказывания сказки «Лиса и заяц» задать вопросы:
1. Почему лиса выгнала зайца из лубяной избушки?
2. Кто хотел помочь зайцу?
3. А кто помог?
Ребенок ответит. В этом случае сказка, несомненно, принесет определенную пользу. Но нам нужно не определенную, а максимальную пользу извлечь из прочитанного. А для этого всегда малыша следует поставить в более активную позицию. Скажем, примерно так: «А вдруг бы петушок испугался лису? Как бы ты помог ему?»
Нами уже отмечалось, научить детей добру – это значит научить их сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету…А может ли мы со радоваться? И что это такое – со-радоваться . Приведу пример, заимствованный у Николая Рериха: «Один викинг, умирая, говорит, что у него в жизни не было друзей. Как же так? Вспомни, когда ты вступил в Северную Америку, я отбил тебя у индейцев, напоминает ему один». «Вспомни, когда ты ушел в фиорд, я вытащил тебя из моря», -говорит другой. «Да, - говорит викинг, - все это было, но было и другое. Когда я самую красивую девушку назвал своей женой, ваши глаза улыбались, но сердца были глухи. Сострадание в беде – это мне знакомо, сострадавшие находились. Мне приходили на помощь в трудную минуту, но вот в минуту радости, когда я оказывался на верху, не было тех, кто оказался бы рядом со мной».
И сегодня, когда мы с вами заняты воспитанием детей, нужно учить их не только сострадать, но и со радоваться вместе со своими друзьями их успехам. А примером тому может быть множество: друг вашего ребенка уже научился читать, похлопаем ему; подружка вашей дочери едет отдыхать к морю - поцелуем ее с улыбкой и порадуемся вместе и т.д.
Давайте вместе помнить о том, что быть добрым – это не только сопереживать в горе, но и радоваться успехам близких