Формирование экологических представлений о птицах у детей дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Кияева Татьяна Николаевна

Организация: МДОУ Детский сад №101

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

В современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы - научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Сохранение природной среды связано с формированием экологических знаний у подрастающего поколения.

Известно, что у детей, особенно к старшему дошкольному возрасту, накапливается много разнообразных знаний об окружающей действительности. Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о птицах, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним [1, с. 17].

Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение со взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о животном и растительном мире. Исследованиями и практикой дошкольного воспитания установлено, что к семи годам дошкольники накапливают много разнообразных, но разрозненных и поверхностных знаний о животных. Это проявляется в том, что дети могут узнать, назвать животных, рассказать о наиболее ярких признаках их внешнего вида или поведения. Однако они имеют мало сведений об особенностях их жизни, о местах обитания, питании, образе жизни в разные времена года и пр. Лучше они знают птиц и зверей, хуже - рыб, земноводных, насекомых. Дети лучше знают экзотических животных, чем фауну своего края. Знания дошкольников об отдельных хорошо знакомых животных не всегда точны.

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о птицах, накапливает представления о разных формах жизни. Уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Основные знания о птицах и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий и на прогулке. Однако не следует процесс ознакомления с птицами сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за птицами в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по наблюдению. Наблюдение за птицами усиливает интерес детей к живым существам; важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями.

Знания о птицах дети получают и на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них. При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

На протяжении учебного года проводятся циклы наблюдений: за зимующими и перелётными птицами на участке и птицей в клетке, за домашними птицами [2, с. 17].

В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное

общение с птицами, овладеть способами познания позволит именно игра.

Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников -

игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к птицам. Игра способствует углубленному переживанию детей,

расширению их представлений о птицах. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, птиц. В играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания. В ходе работы дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Формируя экологические представления о птицах у детей дошкольного возраста, воспитатели учат каждого ребенка любить и беречь животных и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями [3, с. 59].

Итак, экологически правильные организация и оборудование зоны природы - это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду: оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых. Основными педагогическими условиями формирования экологических представлений о птицах у детей дошкольного возраста являются: непосредственный контакт детей с птицами, как в уголке природы, так и на прогулке; грамотно спроектированная педагогом эколого-развивающая среда; правильно подобранные корма; знание детьми характерных особенностей и повадок перелетных, зимующих, домашних, водоплавающих птиц; совместная работа детского сада и семьи по природоохранной деятельности.

Список использованных источников:

1. Малашенкова, Е. А. Прогулка в детском саду: организация и планирование к разделам «Человек и общество», «Человек и рукотоворный мир» / Е. А. Малашенкова. - Мозырь : Содействие, 2011. - 48 с.

2. Шорыгина, Т. А. Птицы. Какие они : кн. для воспитателей / Т. А. Шорыгина. - М. : Гном и Д, 2008. - 87 с.

3. Смирнова, В. В. Тропинка в природу : экологическое образование в детском саду: программа и конспекты занятий : пособие для работников детских дошкольных учреждений / В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфенова. - СПб. : Союз, 2003. - 208 с.

 

Опубликовано: 26.02.2016