Краеведение в детском саду
Конференция: Современный детский сад
Автор: Крючкова Надежда Николаевна
Организация: МБДОУ «ДС КВ «Буратино»
Населенный пункт: Тюменская, ЯНАО Тарко-Сале
Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура – незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, Родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к матери земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, памяти о предках.
В.В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа…мы не можем созреть вне национальной культуры…»
Этнокультурный компонент – это средство пробуждения познавательной активности, приобщение к красоте и самобытности народа, это путь к общенародной культуре, культуре отношений, культуре чувств.
И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине, оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности ребенка.
Мы живем в богатейшем и прекрасном крае – Ямале. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого, связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
В нашем детском саду успешно осуществляют образовательную и воспитательную функции национальные уголки.
Цель создания уголков: формирование интереса и уважения к культуре и традициям северных народов, к их труду, жизни, посредством действенного познания.
Также создан мини-музей «Жемчужина Ямала», функционирует кружок «Следопыт».
Мини-музей «Жемчужина Ямала»
Цель создания музея: способствование осуществлению комплексного подхода к духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
*Содействовать организации и проведению образовательного процесса.
* Способствовать общему развитию ребенка на основе любви и интереса к своей «малой» Родине.
*Воспитывать интерес и уважение к традициям и жизненному укладу коренных жителей Пуровской земли.
В музее собраны разнообразные экспонаты, так или иначе, отражающие национальные и природные особенности нашего края: символика округа, района, города; предметы быта, игрушки, сувениры, макеты, альбомы, книги. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с животным и растительным миром. Оформлены альбомы «Пуровский район», «Литературная гостиная», «Одежда и орнаменты лесных ненцев», «Край, где долгая кружит зима»…
С их помощью дети наглядно знакомятся с символикой нашего края, национальной культурой северных народов, предметами национального быта.
Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях северных народов. Огромную роль в развитии познавательного интереса имеет сотрудничество с краеведами ЦНК. Совместно проведенные мероприятия, а это и национальные праздники, и игровые программы вносят неповторимый национальный колорит, оставляя яркий след в душе ребенка. Проводя игровые и театрализованные представления, сотрудники ЦНК знакомят дошкольников с творчеством национальных поэтов и писателей, с национальным укладом жизни.
Модифицированная программа кружка «Следопыт» рассчитана на старшую группу.
Цель программы: реализация комплексного подхода к развитию ребенка, осуществление интеллектуального, нравственного развития дошкольников средствами краеведческой деятельности.
Для решения поставленной цели используются разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. Это беседы,
дидактические и подвижные игры, просмотры видеоматериалов, развлечения и праздники, экскурсии.
Ознакомление с темой происходит системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала.
При этом учитывается, что данная информация должна вызвать в детях не только положительные эмоции, но и стремление к деятельности.
Это и рисунки детей, аппликации, лепка из пластилина, поделки из бумаги и бисера.
Особое значение имеет работа с родителями. Именно в семье происходит овладение духовной культурой, воспитание нравственности, прививается человечность, доброта, особое видение мира. Вовлекая их в краеведческую деятельность, они становятся равноправными участниками образовательного процесса.
И все это находит отражение в детских эмоциях. У детей отмечается доброжелательность, дружелюбие, чувство сопереживания. Свои представления о родном крае воспитанники отражают в играх, рассказах, рисунках, с удовольствием декламируют стихи, участвуют в театрализации.
Список литературы:
Н.А.Рыжова «Мини-музеи в детском саду» - М: Линка – пресс, 2008
Ненцы Ямала: кочевники и хранители традиций.-Тюмень- Салехард: Феликс, 2005
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.-СПб.:ООО «Издательство»Детство- Пресс», 2014
Е.В.Маляева. Формирование у дошкольников положительного образа родного дома //Справочник старшего воспитателя.№11, 2010