О роли книг в воспитании детей
Конференция: Современный детский сад
Автор: Карепина Елена Анатольевна
Организация: МБДОУ Д/С №68 «Ромашка»
Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол
В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Это задача родителей и педагогов.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение должен донести до них родитель или педагог. Ребенок должен получать удовольствие от общения с книгой, стремиться к повторной встрече с ней. Каждое произведение должно затронуть ребенка эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Художественная книга – это могучее средство воспитания: она способствует развитию у детей любви к нашей Родине, к родной природе, к труду, воспитывает любовь к родному языку, развивает детское воображение, вызывает детскую игру.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы. Достаточный объем активного словаря, разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также выразительное оформление связного высказывания являются показателями богатства речи ребенка.
Содержание книг вызывает у детей чувство сопереживания полюбившимся им героя. Сопереживание – верное средство воспитания лучших качеств у детей. Выстраивая свое понимание услышанного в процессе чтения, малыш создает свои представления, свои образы, приходит к осознанию реальности и своего места в ней. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения - как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кому и что понравилось, что было близко, напугало, рассмешило. Взрослые должны помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.
Помочь ребенку увидеть в произведении ценности жизни, научить его соотносить свое поведение с действиями и поступками привлекательных для него героев книг, научить оценивать себя и других детей с позиций этических норм, представленных в художественных образах - задача взрослых.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Задача педагогов нацелить родителей на ежедневное совместное с ребенком общение с книгой, на выразительное чтение, рассматривание иллюстраций, на обсуждение прочитанного, решение проблемных ситуаций и т.д. В семьях, где родители много и часто читают детям книги, существует доброжелательная атмосфера и гармония. В таких семьях очень часто отсутствует непонимание между родителями и детьми.
Интерес к поэзии, желание читать стихи можно воспитывать у каждого ребенка, поэтому так важно читать детям классическую
литературу, произведения русского народного творчества, лучшие стихи современных поэтов.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать возрасту и интересам малыша, его мировоззрению.