Психологическая готовность ребёнка к школе
Конференция: Современный детский сад
Автор: Кардова Наталья Викторовна
Организация: МБДОУ детский сад №126
Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск
Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.
Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольников в детском саду. Её содержание определяется системой требований, которую школа предъявляет к ребёнку. Это ответственное отношение к школе и учёбе, произвольное управление своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со сверстниками и взрослыми взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Хотелось бы остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая готовность, социальная, психологическая. Последняя, в свою очередь, разделяется еще на несколько компонентов (личностную, интеллектуальную и волевую). О них, как о наиболее важных, и пойдет речь..
Интеллектуальная готовность. Она состоит из следующих составляющих:
- Уже имеющийся запас навыков или знаний.
- Хорошая память.
- Большой кругозор.
- Развитое воображение.
- Логическое и образное мышление.
- Понимание ключевых закономерностей.
- Сенсорное развитие и мелкая моторика.
- Речевые навыки, достаточные для обучения.
Маленький дошкольник должен знать
- Где он живет (адрес), ФИО родителей и сведения об их работе.
- Уметь рассказать о том, каков состав его семьи, какой образ ее жизни и пр.
- Уметь рассуждать и делать выводы.
- Обладать информацией о временах года (месяцы, часы, недели, их последовательность), об окружающем мире (флора и фауна в регионе проживания малыша, самые распространенные виды).
- Ориентироваться во времени/пространстве.
- Уметь систематизировать и обобщать информацию (например, яблоки, груши и апельсины — это фрукты, а носки, футболки и шубы — одежда).
Эмоциональная готовность.
Этот критерий развития предполагает лояльность к обучению и понимание, что выполнять придется и те задания, к которым душа не лежит.
- Соблюдение режима (дня, школьного, питания).
- Способность адекватно воспринимать критику, делать выводы по результатам обучения (не всегда положительным) и искать возможности для исправления ошибок.
- Способность ставить цель и достигать ее, несмотря на препятствия.
Личностная готовность.
Одна из самых больших сложностей в школе для малыша — социальная адаптация. То есть, готовность к знакомству с новыми ребятами и учителями, к преодолению сложностей в отношениях и пр. Ребенок должен уметь:
- Работать в коллективе.
- Общаться с детьми и взрослыми, разными по характеру.
- Подчиняться старшим «по званию» (учителя, воспитатели).
- Отстаивать свое мнение (при общении со сверстниками).
- Искать компромисс в спорных ситуациях.
Как понять, что малыш не готов к школе?
- По проявлениям его детской непосредственности.
- Не умеет слушать — перебивает.
- Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
- Нарушает общую дисциплину.
- Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
- Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
- Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.
Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.
Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:
- Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
- Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
- Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты
Определить — готово ли ребенок к школе — можно с помощью определенных методик (благо, недостатка в них нет), как самостоятельно в домашних условиях, так и на приеме у специалиста. Конечно же, готовность к школе — это не только способность сочетать, отнимать, писать и читать. Важны все компоненты готовности для адаптации к новым условиям.
Итак, самые популярные методики и тесты — определяем уровень развития ребенка.
Тест Керна—Йирасека.
- Проверяем: зрительное восприятие ребенка, его уровень развития моторики, сенсомоторную координацию.
- Задание №1. Рисунок фигуры по памяти (мужчины).
- Задание №2. Срисовывание письменных букв.
- Задание №3. Срисовывание группы точек.
- Оценка результата (5-балльная шкала): высокое развитие — 3-6 баллов, 7-11 баллов — среднее, 12-15 баллов — ниже нормального значения.
Метод Узор Л.И. Цеханской.
- Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать взрослого.
- Суть метода. В 3 ряда располагаются фигуры: треугольники наверху, квадраты внизу, круги — посередине. Задача — нарисовать узор, внимательно соединяя квадраты с треугольниками через круги в порядке (по инструкции), определяемом педагогом.
- Оценка: Правильная — при соответствии соединений диктанту педагога. За разрывы линий, пропуски, лишние соединения — очки минусуются.
Графический диктант Д.Б. Эльконина.
- Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать педагога, способность ориентироваться на образец.
- Суть метода: на листе в клетку ставят 3 точки, с которых приступают к воспроизведению узора по инструкции педагога. Линию прерывать нельзя. Другой узор ребенок рисует самостоятельно.
- Результат. Точность рисунка под диктовку — это способность слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность самостоятельного рисунка — степень самостоятельности ребенка.
Рисование по точкам А.Л. Венгера.
- Проверяем: уровень ориентировки на определенную систему требований, осуществление задания с одновременной ориентировкой на образец и восприятием на слух.
- Суть метода: воспроизведение фигур-образцов путем соединения точек линиями по заданному правилу.
- Задача: точное воспроизведение образца без нарушения правил.
- Оценка результата. Оценивают тест с помощью суммарного балла за 6 задач, который снижается соответственно качеству выполнения задания.
Методика Н.И. Гуткиной.
- Проверяем: психологическую готовность ребенка и ее главные компоненты.
- Суть метода: 4 части программы для оценки нескольких сфер развития крохи — произвольная, речевая, на интеллектуальное развитие, а также мотивационно-потребностная.
- Сфера мотивационно-потребностная. Здесь применяется метод определения доминирующих мотивов и беседа на предмет выявления внутренней позиции будущего ученика. В первом случае ребенок приглашается в комнату с игрушками, где педагог предлагает ему прослушать интересную сказку (новую). На самом интересном моменте сказку прерывают и предлагают малышу выбор — дослушать сказку либо поиграть. Соответственно, ребенок с познавательным интересом выберет сказку, а с игровым — игрушки/игру.
- Интеллектуальная сфера. Ее проверяют с помощью методик «Сапожки» (в картинках, для определения логического мышления) и «Последовательность событий». Во второй методике также применяются картинки, по которым следует восстановить последовательность действий и составить небольшой рассказ.
- Звуковые прятки. Взрослый с ребенком определяют звук, который они будут искать (с, ш, а, о). Далее педагог называет слова, а малыш отвечает — присутствует ли искомый звук в слове.
- Домик. Ребенок должен срисовать домик, некоторые детали которого состоят из частей прописных букв. Результат будет зависеть от способности малыша к копированию образца, от внимательности, тонкой моторики.
- Да и нет. По мотивам всем известной игры. Ребенку задают вопросы, которые его провоцируют на ответ «да» либо «нет», которые произносить запрещено.
Методика Дембо-Рубинштейн.
- Проверяем: самооценку ребенка.
- Суть метода. На нарисованной лесенке малыш рисует своих друзей. Сверху — самые хорошие и положительные ребята, внизу — те, кто отличается не самыми лучшими качествами. После чего малышу нужно найти на этой лесенке место и для себя.
Также маме с папой стоит ответить себе на вопросы (о социальной адаптации):
- Способен ли малыш самостоятельно ходить в общественный туалет.
- Может ли он самостоятельно справиться со шнурками/молниями, со всеми пуговицами, обуться-одеться?
- Уверенно ли чувствует себя вне дома?
- Хватает ли усидчивости? То есть, сколько времени выдерживает, сидя на одном месте.
Психологическая готовность ребёнка к школе является результатам развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности.
Литература:
1.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
2.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 152 с.
3.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
4.Сердюкова Е.Ф. Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе как необходимый этап организации образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ // 2009.