Взаимодействие ДОУ и семьи
Конференция: Современный детский сад
Автор: Немчинова Екатерина Николаевна
Организация: МБДОУ детский сад №126
Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск
Семья – величайшая ценность, созданная человеком на всем этапе его существования. Ни одна культура, ни одна национальность – не обходиться без семьи.
В её позитивном развитии, сохранении нуждается государство, общественность и сам человек. От семьи и детского сада зависит социализация детей.
Воспитание семьи и детского сада различны, но для развития всестороннего нужно их взаимное воспитание и взаимное действие. Воспитание детей, как известно, начинается с семьи. Как привлечь семью к принятию участия воспитательной жизни группы детского сада, чтобы от этого действия было удовольствие и у детей, и у родителей, и у педагогов?
Прежде всего, надо формировать сотрудничество, единство интересов, преемственность воспитания в семье и детском саду.
Активность родителей формируется по свойствам образовательного процесса:
- Нужна доступность информации деятельности детского сада.
- Социокультурные связи разнопланового характера дошкольного учреждения.
- Учет потребности различных семей, конкретных детей и родителей при оказании услуг образования.
- Повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания, и использование его в процессе образования.
- Применение педагогами социальных методов и приемов (анкетирование, беседы, консультации, тематические выставки, собрания).
Принципы отношений детского дошкольного учреждении и семьи:
- Доверительные отношения, как принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Обеспечивает веру родителей в профессионализм, тактичность, компетентность педагога, в умение понять и помочь семье в проблемах семейного воспитания.
- Личный интерес родителей, видение личного смысла, который поможет строить правильно общение с ребенком: адекватно, гибко, прогностически.
- Освобождение родителей от стереотипных взглядов, т. е. эмансипация.
- Утверждение самоценности родителей – уважающие себя родители воспитают здоровую и свободную личность, принцип предполагает создание условий, чтобы родители умели проявлять свои положительные качества и способности, уважение к каждому родителю, отношение к родителям не судейское, оказание поддержки.
Формы взаимодействия ДОУ и семьи:
- дни отрытых дверей, ролевые игры, круглые столы и т.д.)
- Индивидуальная (консультации, «почтовый ящик»)
- Наглядно – информационная (выставки детских работ, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, устный журнал и др.)
Стратегии межличностного взаимодействия.
В совместной деятельности обычно выделяют 6 стратегий
межличностных взаимодействий:
- результата.
- приятие другой стороной без активного включения в процесс общей деятельности.
- предполагающих участие в совместной деятельности.
- содействует достижению цели, но и достаточно активно препятствуют этому в явной или завуалированной форме.
- достижении цели деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия).
- склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме противоборства.
Показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи:
- Проявление интереса родителейпедагогическому процессу ДОУ;
- педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятий, ремонтных работах и других видах деятельности ДОУ;
- мероприятий просветительного характера;
- процесса;
- Увеличение количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания;
- возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями;
- педагогов по отношению друг к другу;
- Солидарность и оптимизм родителей.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Список литературы:
-
Антонова Т., Волкова Е. Проблемы и поиск современных форм
сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка.// Дошкольное воспитание, 1998, №6, С. 66.
-
Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. // Дошкольное воспитание, 2002, №9, с. 52
-
Арнаутова Е.П. Самоанализ опыта общения с родителями.//Дошкольное воспитание, 2002, №4, с. 47.
-
Воспитатели и родители./Сост. Л.В.Загик, В.М.Иванова. – М: Просвещение, 1985.
-
Воспитателю о работе с семьёй./Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
-
Голубева Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.// Дошкольное воспитание, 2001, №1, с. 44.
-
Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи. // Дошкольное воспитание, 2000, №6, с. 54.
-
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. – М.: АРКТИ, 2005.