Взаимодействие ДОУ и семьи

Конференция: Современный детский сад

Автор: Немчинова Екатерина Николаевна

Организация: МБДОУ детский сад №126

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Семья – величайшая ценность, созданная человеком на всем этапе его существования. Ни одна культура, ни одна национальность – не обходиться без семьи.

В её позитивном развитии, сохранении нуждается государство, общественность и сам человек. От семьи и детского сада зависит социализация детей.

Воспитание семьи и детского сада различны, но для развития всестороннего нужно их взаимное воспитание и взаимное действие. Воспитание детей, как известно, начинается с семьи. Как привлечь семью к принятию участия воспитательной жизни группы детского сада, чтобы от этого действия было удовольствие и у детей, и у родителей, и у педагогов?

Прежде всего, надо формировать сотрудничество, единство интересов, преемственность воспитания в семье и детском саду.

Активность родителей формируется по свойствам  образовательного процесса:

  1. Нужна доступность информации деятельности детского сада.
  2. Социокультурные связи разнопланового характера дошкольного учреждения.
  3. Учет потребности различных семей, конкретных детей и родителей при оказании услуг образования.
  4. Повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания, и использование его в процессе образования.
  5. Применение педагогами социальных методов и приемов (анкетирование, беседы, консультации, тематические выставки, собрания).

Принципы отношений детского дошкольного учреждении и семьи:

  1. Доверительные отношения, как принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Обеспечивает веру родителей в профессионализм, тактичность, компетентность педагога, в умение понять и помочь семье в проблемах семейного воспитания.
  2. Личный интерес родителей, видение личного смысла, который поможет строить правильно общение с ребенком: адекватно, гибко, прогностически.
  3. Освобождение родителей от стереотипных взглядов, т. е. эмансипация.
  4. Утверждение самоценности родителей – уважающие себя родители воспитают здоровую и свободную личность, принцип предполагает создание условий, чтобы родители умели проявлять свои положительные качества и способности, уважение к каждому родителю, отношение к родителям не судейское, оказание поддержки.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи:

  1. дни отрытых дверей, ролевые игры, круглые столы и т.д.)
  2. Индивидуальная (консультации, «почтовый ящик»)
  3. Наглядно – информационная (выставки детских работ, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, устный журнал и др.)

Стратегии межличностного взаимодействия.  

В  совместной  деятельности  обычно  выделяют  6  стратегий

межличностных взаимодействий:

  1. результата.
  2. приятие  другой  стороной  без  активного  включения  в  процесс  общей деятельности.
  3. предполагающих участие в совместной деятельности.
  4. содействует  достижению  цели,  но  и  достаточно  активно  препятствуют этому в явной или завуалированной форме.
  5. достижении  цели  деятельности  (выраженная  конфликтная  форма взаимодействия).
  6. склонны  взаимодействовать  то  в  форме  сотрудничества,  то  в  форме противоборства.

 

Показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи:

  1. Проявление интереса родителейпедагогическому процессу ДОУ;
  2. педагогом,  но  и  конкретной  помощи  и  участия  в  праздничных, спортивных  мероприятий,  ремонтных  работах  и  других  видах деятельности ДОУ;
  3. мероприятий просветительного характера;
  4. процесса;
  5. Увеличение количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания;
  6. возникновение  доверительных  отношений  между  родителями  и воспитателями;
  7. педагогов по отношению друг к  другу;
  8. Солидарность и оптимизм родителей.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Список литературы:

  1. Антонова Т., Волкова Е. Проблемы и поиск современных форм

сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка.// Дошкольное воспитание, 1998, №6, С. 66.

  1. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. // Дошкольное воспитание, 2002, №9, с. 52

  2. Арнаутова Е.П. Самоанализ опыта общения с родителями.//Дошкольное воспитание, 2002, №4, с. 47.

  3. Воспитатели и родители./Сост. Л.В.Загик, В.М.Иванова. – М: Просвещение, 1985.

  4. Воспитателю о работе с семьёй./Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

  5. Голубева Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.// Дошкольное воспитание, 2001, №1, с. 44.

  6. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи. // Дошкольное воспитание, 2000, №6, с. 54.

  7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. – М.: АРКТИ, 2005.

 

Опубликовано: 28.03.2016