Формирование навыков социальной безопасности дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Автор: Токарь Ирина Михайловна

Организация: МБДОУ детский сад №126

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является средством и результатом социализации. Социальное развитие – многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков, а дошкольный возраст – наиболее синзетивный период их формирования: дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, у них появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время закладываются основы здорового образа жизни, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. От того, кто находится рядом с ребенком, благодаря чьей любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке он растет и развивается, у ребенка формируется доверие к людям, зависит его взрослая, счастливая жизнь. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности. Поэтому «сверхзадача» родителей и воспитателей состоит в том, чтобы дети поняли, что человеческий организм сложное, и в высшей степени хрупкое создание природы, свою жизнь и здоровье надо беречь и защищать, а значит знать и соблюдать правила безопасного поведения и жизнедеятельности.

С момента своего появления на земле человек столкнулся с природными опасностями, с развитием человеческого общества к ним добавились техногенные и социальные. Для современного мира актуальна проблема социальной безопасности детей – защита их от преступности и насилия. Статистика нападений на детей, говорит о том, что с каждым годом число их увеличивается. Выход из этой ситуации один - предоставить детям необходимую информацию и обучить основным навыкам безопасности, т. е. приучить к определенному образу жизни, причем как в привычных ситуациях: переход проезжей части, катание на велосипеде роликах, и т. д., так и в экстремальных: при совершении над детьми насилия или иного преступления. Обучение дошкольников безопасному поведению – долг родителей и воспитателей, который надо выполнять постоянно.

Наиболее трудным и волнующим вопросом, касающимся детской безопасности является обучение ребенка правильному поведению с незнакомыми людьми. Никто из взрослых не хочет загубить природную детскую общительность и вырастить параноика, с недоверием относящегося к каждому встречному на улице, но и оставлять этот вопрос не решенным, умалчивать об этом нельзя. Это часто приводит к непредсказуемым и даже плачевным результатам.

Существует множество методов и приемов как научить ребенка безопасному поведению. В своей работе по формированию навыков безопасности жизнедеятельности дошкольников мы используем метод моделирования.

Метод моделирования содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации. Особенность данного метода заключается в том, что он является обучающим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Научившись адекватно поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее и в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближённые к реальности. Столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок, на это уходит время и не всегда достигается результат. В опасной ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для здоровья. Метод моделирования позволяет многократно, с разных позиций, «прожить» эту ситуацию и выработать навыки безопасного поведения, которые помогут ребенку в опасные моменты жизни сознательно действовать. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждый тренинг, игру и т.д. следует позитивно.

Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают: опасность представляют, прежде всего, мужчины, а молодые хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки, юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Вместе с детьми рассматривались и обсуждались возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого: хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд, строение. Тренинги «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в детском саду», «Незнакомец звонит по телефону», «Незнакомец предлагает посмотреть котенка», «Незнакомец угощает конфетой», «Защити себя сам», «Потерялся в городе» помогли детям разобраться в безобидных, на первый взгляд, ситуациях и научили их правильным действиям (громко кричать, призывать на помощь, привлекать внимание окружающих, обязательно рассказывать близким людям об этом).

С помощью игр-драматизаций, театрализованных представлений сказок («Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок») дети узнали, что опасность их может подстерегать не только на улице, но и дома, как обманчива внешность и ласковые слова незнакомца. А как действовать в подобных ситуациях дети узнали, разыгрывая их: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок со взрослыми.

В качестве дополнительного материала использовали в работе литературные произведения (стихотворения, рассказы, загадки, пословицы), ролевые игры, игры-инсценировки, беседы, проблемные ситуации на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, а общее понимание ценности жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни, но методом моделирования можно научить его самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения выхода из сложной ситуации.

 

Литература:

  1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб: Детство – пресс 2003.

  2. Башинова С.Н., Матвеева М.Г., Ульянова Э.Э. Советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей – 2006. №4

  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей – М. 1998.

  4. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб 2004.

  5. Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практического врача-педиатра: Книга для воспитателей и родителей. – М. 1991.

  6. Мельникова Н., Захарова Л., Шакурова Р. Один дома. Дошкольное воспитание.№10. 1999.

  7. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер. 2006.

  8. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России. 2005.

Опубликовано: 28.03.2016