Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Бологова Наталья Николаевна

Организация: МБДОУ детский сад №126

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

                     Рука у ребенка - дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев.

Одним из показателей интеллектуальной готовности к школе является уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень 

Развитие мелкой моторики является базой успешной подготовки к школе."Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"-это высказывание известного педагога В.А.Сухомлинского. Чем лучше у ребенка работают пальцы и вся кисть,   тем лучше ребенок говорит. Развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязей между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов, а в левом они находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря  «мостику» между правым и левым полушарием. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

     Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко

выполнял любую самую тонкую работу - нужно с раннего возраста развивать его пальцы и кисти. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Для продуктивной деятельности в данной области требуется дополнительное время по работе над сенсомоторным развитием. Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают различные пальчиковые упражнения. Пальчиковые игры -хорошие помощники для подготовки руки к письму. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить само тело. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев ребенка. В результате таких занятий движения рук становятся более точными и координированными. Смысл таких игр состоит в том, что нервные окончания воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного  мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен усвоению новых двигательных навыков(в том числе и навыка письма).

    Развитию мелкой моторики способствуют и такие виды деятельности: рисование, аппликация, лепка. Чтобы заинтересовать детей, наряду с традиционными видами техники выполнения я применяю нетрадиционные  техники. Образовательная деятельность по развитию мелкой моторики состоят из четырех частей:

1.Музыка-релаксация – дети очень активные, чтобы они успокоились,

вначале включаю спокойную музыку, соответствующую теме.

2.Во второй части занятия готовим руку к работе в практической части - это может быть: пальчиковая гимнастика, массаж пальцев, упражнения с экспандером и др..

3.Третья часть занятия - это практическая часть. В нее входят такие  виды художественной деятельности как аппликация, рисование, лепка, работа с природным и бросовым материалом. Чтобы занятия были наиболее интересными, детям я применяю, как традиционны, так и не традиционные виды техник.

4.Заканчиваю занятия с ребятами подвижной игрой. 

Примерный перспективный план по развитию мелкой моторики

для старшей  группы на квартал

Сентябрь

Первая неделя

1.Упражнение на релаксацию

2.Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

3.Лепка из пластилина «Цветы на лужайке»

4.Подвижная игра  «Прогулка и дождик»

 

Вторая неделя:

1.Упражнение на релаксацию

2.Пальчиковая гимнастика «Капуста»

3.Лепка из теста «Фрукты-овощи»

4.Динамическое упражнение «Синьор-помидор»

 

Третья неделя:

1.Упражнение на релаксацию

2.Массаж пальцев «Малина»

3.Лепка из пластилина «Грибная полянка»

4.Динамическое упражнение «Прогулка»

 

Четвертая неделя:

1.Упражнение на релаксацию

2.Пальчиковая игра «Пирожки и плюшки»

3.Лепка из теста «Крендели»

4.Комплекс развивающих упражнений «Каравай»

 

Октябрь

Первая неделя

1.Упражнение на релаксацию.

2.Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

3.Обрывная аппликация «Осеннее дерево»

4 Подвижная игра  «Гора-дерево-кочка»

Вторая неделя:

1.Упражнение на релаксацию.

2.Пальчиковая гимнастика «Девочки и мальчики»

3.Аппликация «Прически для девочек»

4.Динамическое упражнение «Мы на карусели сели»

 

Третья неделя:

1.Упражнение на релаксацию

2.Пальчиковая гимнастика «Вся моя семья»

3.Картина сделанная из пластилина «Знакомый  портрет»

3.Динамическое упражнение «Гости»

 

Четвертая неделя:

1.Упражнение на релаксацию

2.Пальчиковая гимнастика «Дом»

3.Аппликация из цветной бумаги «Дом»

4.Динамическое упражнение «Прогулка»

Ноябрь

Первая неделя:

1.Упражнение на релаксацию

2.Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»

3.Картинка из пластилина«Российский флаг»

4.Игра на внимание  «Сигнальщики»

 

Вторая неделя:

1.Упражнение на релаксацию.

2.Массаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге»

3.Аппликация из ниток  «Дикие животные»

4.Самомассаж   «Лиса»

 

Третья неделя:

1.Упражнение на релаксацию.

2.Пальчиковая гимнастика  «Деревья»

3.Обрывная аппликация  «Береза»

4.Динамическое упражнение  «Прогулка»

 

Четвертая неделя:

1. Упражнение на релаксацию  «Звери и птицы спят»

2.Упражнение  «Колечки»

3.Картинка из пластилина «Снегири прилетели»

4.Динамическое упражнение   «Снегири прилетели»

Литература:

1.Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер. - М., 2004. - С. 109 -111.

 2.Любина, Г., Желонкина, О. Рука развивает мозг [Текст] / Г.Любина // Ребенок в детском саду. 2004. № 1. - 7 с.

 3.Урунтаева, Г., Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] / Е.И.Тихеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - 90 с.

4.Хрестоматия по психологии [Текст] / Под. ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2010. - 27 с.

Опубликовано: 31.03.2016