Сущность и содержание семейного воспитания

Конференция: Современный детский сад

Автор: Копченова Елена Дмитриевна

Организация: МБДОУ д\с №68

Населенный пункт: Мурманская область, г. Апатиты

«Не воспитывайте детей, все равно они   будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Английская пословица

Образец жизни, образец общения, отношения к миру – это самое главное, что дает ребенку семья. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка – в безопасности, в общении. Именно в детстве ребенок усваивает первые уроки доверия и любви, - и это нельзя компенсировать ничем.

  Главная роль в развитии ребенка принадлежит семье и стилю воспитания. Каждый стиль семейного воспитания ведет к формированию определенного типа личности.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно.

«Есть две вещи, которые родители должны дать своим детям-корни и крылья» И.В.Гете.

Семья - микросреда развития ребенка.

Семья активно формирует личность ребенка, потому как взаимоотношения между членами семьи обеспечивают специфическую морально-психологическую атмосферу.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников, на которую влияют: генетическая предрасположенность и здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи, отношение к детям.

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий, ослабевающее с возрастом, но никогда не утрачиваемое полностью. Семья социализирует личность, является выражением её усилий по всем видам воспитания. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество.

Задачи семьи: создать максимальные условия для   развития ребенка, обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким, воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Семья формирует следующие потребности: в заботе о близких, любви к ним; в общении; в разумном потреблении материальных благ; в самовоспитании и самосовершенствовании; в честности, чистосердечности, правдивости; в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого труда.

          Итак, ведущая роль в развитии личности ребенка принадлежит семье.

          Можно выделить следующие стили семейного воспитания:

«Воспитание по типу Золушки» - родители крайне придираются к ребенку, требуют от него послушания, соблюдения порядка, подчинения, наказывают за нарушение их запретов.

Взрослые выполняют домашнее задание вместе с детьми, при этом ждут от ребенка самостоятельности в действиях, дети отвечают на него плачем, беспомощностью. Вырастают такие дети робкими, неопрятными, боязливыми, слабыми, иногда агрессивными или конфликтными, или фантазерами.

«Воспитание постоянной опекой» - родители опекают каждый поступок у ребенка, полностью не давая ему самостоятельности в принятии решений.

Воспитание в таком духе приводит к тому, что дети вырастают подневольные, некомпанейские, не адаптированные к жизни в обществе, так как они привыкли к тому, что за от них ничего не зависит.

«Воспитание равнодушием» - ребенок предоставлен сам себе и никем не контролируется, никто не обучает его пониманию хорошего и плохого. Как правило, такие дети вырастают с серьезными поведенческими нарушениями.

«Воспитание по типу «кумира» семьи» - ребенок ставится выше всех дел и забот родителей и родственников, все требования и капризы ребенка выполняются мгновенно. Дети растут своенравными, упорными, не знающими запретов, с потребительским отношением к жизни, безответственными.

«Воспитание подарками» - родители не занимаются детьми, освобождаясь от них дорогими игрушками, вещами. Родители перекладывают воспитание своих детей на родственников, репетиторов. Такое воспитание отражается на психическом развитии ребенка, он не чувствует себя счастливым и нужным родителям.

Воспитание по типу гипоопеки встречается в асоциальных семьях или в семьях, где больной ребенок не имеет ценности в силу дефекта. Также может зависеть от родительской установки, когда взрослые не пытаются относиться к ребенку по - другому.  

Отвержение формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе; ребенок не чувствует поддержки. Недостаток родительской любви замещается равнодушием или ненавистью к окружающим, стремлением наказать всех.

Однако отсутствие любви к ребенку может быть в семьях и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка наносит непоправимый вред развитию личности.

Стиль семейного воспитания с увеличенной моральной ответственностью ведет к стабильному перенапряжению ребенка. Отец или мать предпринимают попытки реализовать в жизни детей все то, что сами не смогли привести в исполнение, все время поручают ребенку непосильно большой объем обязанностей и ответственности, вследствие чего у ребенка складывается хроническая усталость, неадекватная оценка своих сил, он не может достичь успеха в силу того, что он всегда немного не дотягивает. Ребенок в такой семье подвержен постоянной ругани, у него формируется чувство вины, заниженная самооценка.

Итак, от стилей воспитания зависит весь процесс семейного воспитания.

«Залог   семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости…» Э. Золя

            Особо нужно отметить ошибки семейного воспитания.

Ошибки семейного воспитания зависят от характерологических отклонений родителей, и их желания решать собственные личностные проблемы за счет детей.

При попустительском стиле семейного воспитания   ребенок с раннего детства предоставлен сам себе, а взрослые занимаются своими делами и безразличны к потребностям ребенка. Главный метод воспитания в такой семье – бессистемное применение кнута и пряника, чем взращивают в ребенке разыскивание более выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление хитрости, лести, подхалимства, хамства. Они не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть всё время на виду.

При состязательном стиле родители ждут от ребенка одаренности, для чего дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности, даже помимо воли ребенка. Часто это приводит к формированию чувства превосходства над детьми, а поражение приводит к депрессии. Активная жизнь ребенка в кружках и секциях приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем. Они могут быть агрессивны, если результаты их деятельности будут оценены не по достоинству или, если у них что-то не получается. В детском коллективе претендуют на лидерство и официальное признание.

При предупредительном стиле семейного воспитания родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки, вследствие чего тот лишается активной деятельности, родители сами всё за него решают, удовлетворяются все прихоти ребенка, а окружающие люди считаются источником неприятностей. Наблюдаются проблемы, связанные с учебой, в коллективе ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает общаться и дружить.

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, руководят и контролируют его действия и поступки, используют

физические наказания за все проступки, принуждения, окрики, запреты. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным, но дети   вырастают неуверенными в себе, робкими, неспособными постоять за себя или агрессивными, авторитарными. Им трудно адаптироваться в окружающем мире. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в развитии, постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, у него трудности в социализации.

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка, что делает ребенка несчастным, неуверенным в себе, агрессивным.

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Возникает он на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, часто в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Родители формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, агрессивную, неуправляемую личность.

«Ребенок-зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В.А.Сухомлинский

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим   детям культурные и моральные ценности.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка.  Они -образец, на который ребёнок ориентируется ежедневно.

Задачи педагога – объяснить   родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности .

 Список   литературы:

1.Каменева Т.Н. Влияние семьи на процесс формирования личности ребенка // II Всероссийская научная конференция Сорокинские чтения-200. Будущее России: стратегии развития. – 2005, 14-15 декабря.

2.Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад.,

Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. 

 

Опубликовано: 31.03.2016