Развитие координационных способностей детей 5-7 лет в организованной образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» в ДОУ

Конференция: Современный детский сад

Автор: Габелко Ольга Александровна

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида №15 «Дюймовочка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Координационные способности – это особенности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, решать двигательные задачи.

Определены три группы координационных способностей:

1. Пространственные, временные и динамические параметры движений (они зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия).

2. Статическое (поза) и динамическое равновесие (они зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие и балансировка во время перемещений).

3. Двигательные действия без излишней мышечной напряженности (они управляют тонической и координационной напряженностью).

Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия.

Одной из важнейших задач танцевального воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Важно уметь изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, а также преодолевать их с возможно большей ловкостью.

Координационные способности ребенка выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей.

Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в танцевальной деятельности.

На развитие координационных способностей благоприятно влияют танцевальные упражнения, потому что танцы – это очень приятный вид досуга. Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся за день стресс и негативные эмоции. Танцы помогают раскрыть ребенку себя и свои возможности.

В комплексном развитии дошкольников танцевальные упражнения играют важную роль. Танцы дают возможность значительно улучшить координацию движений, развить и поддержать волевую и эмоциональную составляющую ребенка, а также помогают улучшить эластичность, пластичность и гибкость мышц, возможность ориентироваться в пространстве и просто укрепляют здоровье ребенка.

Танцевальные упражнения – это прекрасное средство разностороннего физического развития и художественно-эстетического воспитания ребенка, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма, но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Танцевальные упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения и красиво танцевать.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения танцевальным упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения танцевальной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно – адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Координационные способности развиваются при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом, с использованием различных предметов, танцевального оборудования. Без координации движений занятия танцем немыслимы, ее совершенствованию нет предела, какое бы телодвижение не изучалось. Недооценка данного физического качества в ходе обучения приведет к значительным трудностям в дальнейшей работе.

Координация важна для согласованности и упорядоченности движений ребенка, она помогает быстро преобразовывать действия с новыми условиями, обеспечивает быстроту реакции, точность движений. Танцы содействуют развитию координационных способностей детей, так как включают упражнения, подчиненные музыкальному темпу и ритму, направленные на тренировку согласованности движений. Использование координационных движений развивает музыкальность, чувство ритма, повышается естественная активность, которая позволяет детям лучше ориентироваться в пространстве, движения становятся более точными, динамичными. Координационные способности играют огромную роль в нашей жизни. Они помогают как физическом, так и в личностном развитии ребенка.

Опубликовано: 13.04.2015