Интерактивная предметно – развивающая среда ДОУ – это сегодняшняя реальность и современное требование

Конференция: Современный детский сад

Автор: Ахатова Гелюся Рафаиловна

Организация: МБДОУ Детский сад № 3 «Солнышко»

Населенный пункт: Республика Татарстан, пгт Кукмор

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание раз­вития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями ос­новной общеобразовательной программы дошкольного образования. Доказано, что от удобно организованной предметно – развивающей среды в группе, зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное и психическое состояние.

Важным критерием оценки деятельности дошкольного учреждения по ФГОС является созданная предметно – пространственная среда, следовательно, вопрос организации предметно – развивающей среды ДОУ на сегодняшний день является наиболее актуальным. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, а также должна быть  содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Образова­тельное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Считается также, что традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности, т.е. она должна быть созвучна времени, традиционные материалы,  показывающие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому». На этом этапе изучения данного вопроса выяснилось, что процесс объединения традиционного и нового в предметно-развивающей среде и есть «интерактивность». Термин «интерактивность» про­исходит от английского слова «интер экшен», которое в переводе означает «взаимодействие». Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ре­бенка, в изменениях динамики процесса психического развития.

Использование педагогами ИКТ, является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса. Т.е. создание интерактивной, взаимодействующей среды позволяет существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и при­звать дошкольников к стремлению овладеть новыми знаниями. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Важно, что игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познава­тельную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Экспе­риментально установлено - при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информа­ции, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У стар­шего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое стано­вится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих спо­собностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении ИКТ.

По сравнению с        традиционными формами обучения дошкольников компьютер в цепочке с интерактивной доской обладает  рядом преимуществ:

  1. Предъявления информации на доске в игровой форме вызы­вает у детей огромный интерес.
  2. Несет в себе огромный тип информаций, понятный дошкольникам.
  3. Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание.
  4. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении са­мим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
  5. Предоставляет возможность индивидуализации обучения.
  6. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучаю­щих задач.
  7. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  8. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя уви­деть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты.
  9. Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Прогресс неумолим, новые компьютерные технологии все глубже и шире внедряются во все сферы нашей жизни, и детский сад не может остаться в стороне. В своей образовательной деятельности педагоги нашли широкое применение документ - камере. Это особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений документов в виде телевизионного сигнала или в какой – либо другой электронной форме. Документ – камера позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых предметов. Она целесообразно и эффективно используется совместно с интерактивной доской.

Что дает документ – камера?

Во – первых, позволяет «оживить»  процесс  занятия, сделать его более наглядным и убедительным. Ведь возможность демонстрации любого объекта со стола или даже с рук воспитателя помогает поддерживать интерес и внимание детей.

Во – вторых, появляется больше возможности гибко реагировать на ситуацию, привносить на занятии необходимые элементы интерактивности и диалога. Например, ребенок показывает всем своим товарищам работу, выполненную на занятиях по лепке, рисованию, аппликации и т.д.

В – третьих, упрощает процесс подготовки воспитателя к образовательной деятельности. Достаточно скопировать иллюстрацию из книги, позаимствовать на время интересный материал – все это можно использовать как учебное пособие, доступное для просмотра и изучения всей группой.

В – четвертых, ускоряет «процесс подачи» подготовленных материалов на аудиторию – любое задание с листа одним нажатием через документ – камеру и проектор может быть спроецировано на доску (например, при работе в рабочих тетрадях).

Таким образом, интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ - это се­годняшняя реальность и современное требование. Интерактивная среда детского сада, как развивающая среда позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяю­щие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Дети с завидной легкостью овладевают способами работы с различными элек­тронными, компьютерными новинками, но при этом важно, построить образова­тельный процесс, так чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а це­нили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению!

 

Список литературы:

  1. Алексина Н.С. Инновационная деятельность в образовании // Мир обра­зования - образование в мире. —  № 4. — М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006. — С. 119-124.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. — М.: Сфера, 2005.
  3. Деркунская В.А. Инновационные формы активизации профессиональ­ного творчества воспитателей ДОУ в условиях опытно-экспериментальной ра­боты / В.А. Деркунская, Н.П. Поведенок, Н.Н. Тимофеева // Управление до­школьным учреждением. —2005.—  № 5. — С. 24.
  4. ФГОС ДО Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.  № 1155.
Опубликовано: 05.04.2016