Игровые технологии в художественном развитии младших дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Автор: Логвиненко Полина Валентиновна

Организация: МБДОУ "Детский сад №25 "Черемушка"

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Димитровград

На современном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребёнка. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников, как к важнейшему средству формирования отношений к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью гармоничного развития каждого ребёнка имеет всеохватывающий характер. Последние десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром и развитию художественно-эстетического восприятия этого мира. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличии от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.

Формировать личность и художественную культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Л. Ушинский), -особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей, любознательность, творческое воображение.

Наиболее значимыми в дошкольном возрасте являются игровые приемы, потому что основной деятельностью дошкольников является игра. Интересный и своеобразный опыт обращения к  игре при обучении изобразительной деятельности представлен в работах Е.А.Флериной, Р.Г.Казаковой, Г.Г.Григорьевой, Т.Н.Дороновой, С.Г. Якобсон. Г.Г.Григорьева показала, что использование игровых приемов в процессе занятия повышает интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный, эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, повышает эффективность процесса обучения. Иной подход в развитии связи занятий с игрой и использование игровых приемов при обучении изобразительной деятельности характерен для Т.Н.Дороновой. Разработанные ею игровые приемы имеют обязательное продолжение в играх

 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме художественного развития у детей младшей группы с помощью игровых технологий  дал нам возможность  изучить уровень  развития изобразительного творчества у детей  3-4 лет МБДОУ № 25 г. Димитровграда, Ульяновской области.

 Экспериментальная работа проводилась с февраля по май 2015 года, в три этапа: 1 этап – констатирующий эксперимент; 2 этап – формирующий эксперимент; 3-этап – контрольный эксперимент. В экспериментальном исследовании принимали участие 18 детей второй младшей группы.

Для проведения диагностики развития изобразительного творчества нами была использована  преобразованная и адаптированная для данного возраста диагностическая методика Н.А. Лепской.

 Детям было предложено принять участие в четырех занятиях (с использованием игровых приемов): нарисовать акварелью 4 рисунка. Детям была дана инструкция о том, что рисовать можно любыми из предложенных цветов (красный, зеленый, желтый, синий)

После того как дети завершили рисование, работы  были собраны  и проверено соответствие рисунков следующим критериям:

  • замысел рисунка (живой образ);
  • технические умения и навыки.
  • средства выразительности.

Исходя из данных констатирующего эксперимента, нами был разработан цикл занятий по художественному развитию детей младшей группы.

Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности. Формирующий эксперимент был реализован на основе разработанной И.А. Лыковой серии занятий, которая нашла свое отражение в перспективном плане.

Для поддержания активного внимания на разных этапах занятия использовали следующие технологии привлечения детей:

1. Организационный момент. Объясняли задания немногословно, нацеливали детей на главное. Дети выполняли его самостоятельно или с помощью воспитателя. При этом использовали метод поэтапной инструкции, разработанный А.П. Усовой: "Во время объяснения и в течении занятия необходима известная эмоциональная разрядка, смена приемов. Воспитатель приводит интересные примеры, используя иллюстрации, задает вопросы в несколько необычной форме, напоминает отдельным детям, что спросит их. Сочетание слова воспитателя с применением наглядности широко используется в практике обучения. Формы этого сочетания различны: использовать образец или вместо него картинку, рисунок, и не только в начале объяснений, но и в середине, конце".

а)   Загадки (тесно связанные с темой занятий)

б)   Игра «Найди спрятанный предмет»

в)   Игра «Покажи, как у меня»

г)   Игра «Правда – неправда»

д)   Игра «Путаница»

е)   «Разведчики»

ж)  Потешки

з) Подвижные игры и упражнения

и) Путешествие на ковре-самолете

2. Практический этап. На этом этапе работы направляли деятельность детей в процессе занятия. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание, как можно сделать по –другому, воспитатель тем самым активизирует детей.

Для поддержания и активизации внимания детей во время выполнения задания использовали следующие приемы:

а)   Подвижные игры и упражнения

б)   Дидактическая игра «Сложи узор из полосок».

в)   Игра «Найди пару»

г)   Дидактическая игра «Соотнеси предметы по цвету (форме, размеру…)»

д)   Игра «Собираем урожай»

е)   Пальчиковые игры

ж)    Потешки

3. Подведение итогов. К концу занятия утомление нарастало. У одних это сказывалось из-за повышенной возбудимости, у других замечалась вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае внимание детей снижалось.

В конце подводили итог деятельности, поэтому использовали разные формы выбора и оценки работ, ответов в том числе и игровую форму анализа:

а)   Поход в музей или картинную галерею

б)   Использование театра как способа снятия эмоционального напряжения

К факторам привлечения внимания относятся:

- структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);

- организация занятия (четкое начало и окончание; наличие необходимых условий для работы и т.д.);

- темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном – работа на захватывает ребенка);

- последовательность и систематичность требований взрослого;

- смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

Таким образом, проведенная работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале экспериментальной деятельности. Разработка построения педагогического процесса развития изобразительного творчества.

Программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть на сочетании игровой и познавательной деятельности позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к изобразительной деятельности и развитием изобразительных  навыков дошкольников.

Проведя формирующий эксперимент  по художественному развитию детей младшего дошкольного возраста, подводятся итоги. Для этого проводится контрольный срез выявляющий уровень художественного развития на этапе контрольного эксперимента.

Таким образом, подводя итоги можно сделать выводы о том, что проделанная нами работа на этапе формирующего эксперимента принесла достаточно высокие результаты использования игровых технологий для художественного развития.

Художественное развитие предполагает не просто овладение ребёнком технической стороны творчества, но и осознание ребёнком его деятельности. А каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: так познавательная – детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная – порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная – направляет сознание ребёнка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально-ценностных отношений. Творческая же деятельность, объединяющая все перечисленные виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру, развивает воображение. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественно-творческой деятельности.

Игровое творчество детей проявляется и в поисках средств для выполнения замысла, изображения задуманного. Для осуществления игровой деятельности ребёнку необходимы различные игрушки, предметы, различные игровые технологии предлагаемые взрослыми, которые помогут ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой не будет нужной игрушки, то ребёнок должен заменить её другим предметом, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. В художественном развитии дошкольников, как мы выяснили, нужны все виды деятельности, а особенно игровая, являющаяся ведущей. Творческая деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением не только для особо одарённых, но и почти для всех детей, развивая у них воображение, эстетические чувства, творческие способности. Комплекс дидактических средств художественного воспитания и развития предполагает учёт принципа комплексности в использовании всех возможных средств художественного воспитания и планирования педагогической системы раздела

Опубликовано: 25.04.2016