Фольклор – от самой колыбели
Конференция: Современный детский сад
Автор: Селезнёва Вера Евгеньевна, Фролова Ирина Михайловна
Организация: МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»
Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол
Аннотация: в статье раскрывается тема приобщения ребёнка к национальной культуре и импровизации с материалом народного традиционного опыта.
Напрасно взрослые думают, что только они – бабушки и дедушки – являются носителями и хранителями фольклора. Существуют такие жанры и виды народного творчества, которые известны даже самым маленьким детям.
Это и есть детский фольклор – колыбельные песни, потешки,частушки, считалки, игры, прибаутки, скороговорки, дразнилки.
Они и по сей день живут своей вечной жизнью на сельской улице, их ловко и беспрестанно «исполняют» загорелые босоногие мальчишки и девчонки. И вовсе не задумываются над тем, что они хранят в своей памяти маленькие шедевры русской национальной культуры, воспринятые от своих родителей – из устной традиции.
Младенец ещё только появился на свет, а его уже окружают заботой, укладывают в колыбель под ласковую материнскую мелодию:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок,
И утащит во лесок,
Да под ракитовый кусток.
И какие слова-то добрые, тёплые, солнечные народ вобрал в самые первые песни своих малышей! Их величают( да, именно величают, а не называют) не иначе, как «дитятко», «младенец», «солнышко».
В каждой колыбельной есть оберег – от сглаза, от хвори-болезни, от горя-беды. Не случайно в них частое обращение к силам природы, очищающим и осветляющим душу, - солнцу, ветру, дождю.
Образцы колыбельных песен разнообразны и интересны, не чаще в роли живых существ выступают Сон, Угомон, Дрёма – добрые спутники покоя и тишины:
Спи-ка, Ваня, с упокоем,
Глазки Ванюшке закроем.
Буду я тебя качать,
Никому не дам кричать.
Конечно,эти образы появляются в колыбельных пениях неспроста. Каждая мать хотела, чтобы они, как ангелы-хранители, во взрослой жизни её сына или дочери создали уют, мир, лад. И пела эти попевки благодарная мать, благославясь.
Спи-ка, Ваня, с упокоем,
Тебя пологом закроем.
Спи-ка, Ваня, Бог с тобой
И подушка со Христом.
Ребёнок растёт. Неуютно, тесно становится в люльке, ребёнок поднимает головку, ворочается с боку на бок, потом садится. И мама с ним начинает делать разные «потягушки-подрастушки», сама совершенно не давая себе отчета, что занимается с ним зарядкой, укрепляя его детское тельце.
Все дети умеют играть в «сороку-воровку» и своим детским умком понимают, что бабушка (или мама) учат их работать – игрушки собирать за собой, одежду на место класть. Немудрено нравоученье – наперёд помощь. Становятся дети больше, будут хороводы водить, плясать, танцевать и петь сами.
Детский фольклор настолько интересен и своеобразно построен, что подчас думаешь: над ним ломал голову, составляя его грамматический сторой, учёный-языковед. Но при внимательном соприкосновении с ним чувствуется детский настрой, в весёлости и звонкости звучания, нарядности словесного оформления, в особом характере – чаще всего выкрикивания или произношения скороговоркой.
Скороговорка – это прежде всего прекрасная тренировка для малышей, урок родного языка. Кто верно произнесёт, тот блаженствует от радости.
Интересен жанр детских дразнилок. Он недоступен нам, взрослым, ибо чаще всего ребячьи дразнилки – безобидны, доброжелательны, они просто поддевают шуткой слабое место характера, привязанность к чему-то, иногда поддразнивают даже по именам.
Существуют, конечно, дразнилки-поддёвки, заставляющие устыдиться своих «изъянов» - жадности, вранья, воровства, ябедства, хныканья. Тут уж ничего не поделаешь: с этими недостатками дети умеют «бороться».
В современном же творчестве детей популярна считалка, дающая возможность выбрать водящего по желанию, на любую букву (с которой начинается имя). Это очень удобно для того, кто ведёт расчёт – сам водить не будешь.
Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инте, инте, интерес,
Выходи на букву «С».
Таким образом, детский фольклор – это не только элемент игры, но и одна из форм воспитания, одно из ценных звеньев народной педагогики.
Список литературы:
Фёдорова Г.П. Игра – путь воспитания и развития малыша. Колыбельные, пестушки, двигательно-речевые композиции, народные и авторские игры.-СПб.: Паритет, 2007.
Фролова П.Т. Искусство семейного воспитания: Книга очерков/Под ред. Проф. П.Т.Фролова. - Белгород: Белгородский гос. пед. ун-т. 1995.