Воспитание культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Горбунова Вера Викторовна

Организация: МБДОУ Детский сад №72

Населенный пункт: Саратовская область, г. Энгельс

Вопросы воспитания культуры поведения детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческие равнодушие, жестокость, опустошение души, безразличие, глухота сердца и разума.

Вопросами воспитания культуры поведения маленького человека отводится в дошкольной литературе довольно скромное место. А между тем именно в этом возрасте ребенок наиболее полно, всей душой воспринимает мир, учится быть человеком.

Основной задачей воспитания культуры поведения детей среднего дошкольного возраста является формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связанна с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь подкрепляет их. Уже в средней группе формируется личное отношение ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).

Особенности воспитания культуры детей среднего дошкольного возраста является их чувствительность и восприимчивость, к хорошим и плохим поступкам, эмоциональная отзывчивость, искренность детских чувств и поступков, что и является основой формирования у них нравственных качеств. Работа воспитателя направлена на налаживание доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

Методика воспитания культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста достаточно разнообразна. Но как бы хороши не были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях: любой метод должен быть гуманным; должен быть реальным; для использования метода должны быть заранее приготовлены, средства, условия; метод не должен применяться шаблонно; методы применяются не изолированно, а в комплексе.

Опыты работы воспитателей ДОУ по воспитанию культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста показывает, что работа в данном направлении будет намного плодотворнее, когда прочно усваиваются дошкольниками те знания, которые добываются самостоятельно. Иными словами, то, что, ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания; то до чего он додумался сам (его собственное открытие), остается с ним навсегда.

Список используемой литературы:

  1. Иванникова Г. Воспитание культуры поведения  // Дошкольное воспитание.-1990,-№11
  2. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методич. Рекомендации. –М: Мозайка Синтез, 2006. – 72 с. 8
  3.  Предметно – развивающая среда детского сада в контексте ФГТ./ Под ред. Н.В. Микляевой. –М: ТЦ Сфера,2013 – 128с.
Опубликовано: 30.04.2016