Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду
Конференция: Современный детский сад
Автор: Рыжкова Нина Яковлевна
Организация: МБДОУ ЦРР Детский сад №145
Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж
Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Воспитание здорового ребенка необходимо начинать с раннего детства. Основными задачами ДОУ по физическому воспитанию дошкольников являются:
- охрана и укрепление здоровья детей;
-формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни
-создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
-обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач и выполнение требований возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Триаду здоровья составляют: рациональный режим, закаливание и движение. Причем, чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в детском саду должна строиться в следующих направлениях:
-создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
-повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей,
-комплексное решение физкультурно- оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;
-воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении должны быть созданы определенные условия.
В нашем детском саду вопросу физического развития детей и оздоровления детей уделяется огромное внимание. В связи с этим с самого начала очень важным для коллектива ДОУ было оснащение материальной базы и предметно- пространственной развивающей среды, призванной не только обеспечить физическое развитие детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности.
В ДОУ имеются прекрасно оборудованный спортивный зал, бассейн, спортивная площадка; в группах выделены спортивные уголки, созданы условия для коррекционных и закаливающих мероприятий.
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в нашем детском саду. Основой физического воспитания является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей. Именно она определяет алгоритм физкультурно- оздоровительных мероприятий , обеспечивающих воспитание здорового ребенка. Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих мероприятий, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. В нашем детском саду используются различные формы и методы закаливания, предусматривающие изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей. При организации закаливания мы руководствуемся принципами, сформированными Ю. Ф. Змановским:
-осуществлять закаливание можно только в то время, когда ребенок практически здоров;
- интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма;
- требуется систематичность и последовательность при проведении закаливания;
- нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу. Они должны доставлять ему радость.
В нашем детском саду используются традиционные и нетрадиционные методы закаливания. К традиционным методам относятся: воздушные и солнечные ванны. Наибольшим воздействием обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся, прежде всего, контрастные методики в пульсирующем режиме. Именно контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание. Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания. Занятия босиком мы практикуем на утренней гимнастике, на физкультурных занятиях, в разминке и закаливающих мероприятиях после сна, сочетающихся с играми и упражнениями по профилактике плоскостопия. Также в разных возрастных группах, в зависимости от подбора детей, температурного режима группы используются контрастные ножные ванны, влажное и сухое растирание, солевые дорожки, закаливание носоглотки, полоскание рта и горла водой, травами ,чесночным настоем; оздоровительные упражнения для горла и верхних дыхательных путей; дыхательные и звуковые упражнения; самомассаж.
Уже много лет в детском саду функционирует оздоровительная группа, в которую входят дети, нуждающиеся в дополнительной коррекционной работе. Занятия включают в себя различные блоки по видам двигательной активности.
-блок тренировочных заданий по формированию физических способностей ( гибкости, силы, ловкости и т.д.);
-блок по формированию осанки, коррекции свода стопы;
-блок по развитию двигательных умений, их закреплению и совершенствованию. На занятиях оздоровительной группы, кроме упражнений основной гимнастики, используются ритмическая и дыхательная гимнастика, самомассаж, элементы йоги - т.к. они являются наиболее эффективными для профилактики и коррекции нарушений опорно- двигательного аппарата. При выполнении статических упражнений мышечная нагрузка невелика, но эти упражнения, выполняемые в интересной для ребенка игровой форме, обладают необычайной физиологической эффективностью. В основе этой гимнастики лежит принцип умеренности и доступности, ненасилия, поэтому каждый ребенок выполняет упражнения в меру своих физических возможностей, но при систематических тренировках, наглядности и поощрениях повышает свои возможности. При использовании статических упражнений развивается гибкость и эластичность позвоночника, укрепляется способность мышц сокращаться, растягиваться и расслабляться, развивается умение сосредотачиваться, контролировать нагрузку и свои ощущения. В процессе оздоровительной гимнастики наши дети любят и сами придумывать новые позы, предлагать свои варианты движений, что уже само является началом творчества.
В нашем саду, как и везде, эффективными формами физического воспитания являются и такие традиционные формы работы, как:
- физкультурные занятия;
-утренняя гимнастика;
- ежедневный подвижный блок на прогулке;
- физкультурные праздники, развлечения и досуги
- элементы спортивных игр
- эстафеты и закаливающие мероприятия.
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, обеспечение условий для полноценного двигательного режима в течение дня.
Необходимо выделить еще один немаловажный положительный фактор- появление стойкого стремления у детей к разнообразным движениям. Все это говорит о правильности избранного пути выздоровления детей, о повышении уровня физической подготовленности, формировании привычки здоровому образу жизни.
Литература:
- Программно-методическое пособие «Расту здоровым» В.Н.Зимонина, «Владос», М.; 2002.
- Физическое воспитание в детском саду / Э.Я.Степаненкова. – М.:Мозаика-синтез, 2004
- Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А.Рунова.- М.:Мозаика-синтез, 2000.
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я.Степаненкова. – М.:Academia, 2001.
- Физическая культура – дошкольникам / Л.Д.Глазырина. – М.: Владос, 2004.
- Физическая культура в младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада / Л.Д.Глазырина. – М.: Владос, 2005.
- С физкультурой дружить – здоровым быть / М.Д.Маханева. - М.:ТЦ «Сфера», 2009.
- Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н.С.Галицына. – М.:Скрепторий, 2004.
- Здоровый дошкольник. Змановкий Ю.Ф.