Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Конференция: Современный детский сад

Автор: Морозова Наталия Николаевна

Организация: ГБОУ СОШ №1 с.п. д\с «Теремок»

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т. Суходол

Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  развивающих игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Ранний возраст – это неповторимый и очень важный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущего полноценного развития личности. Кроме того, это возраст наиболее благоприятен для речевого и сенсорного развития. Поэтому если происходят по каким-либо причинам потери в развитии ребенка в это время, то их уже ничем не восполнить.

Мы все прекрасно понимаем, что только грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период раннего возраста, а также творческий подход к развитию ребенка, использование в практической деятельности наряду с традиционными приемами, инновационные технологии позволяет нам адекватно, рационально и в полной мере использовать ресурсы развития ребенка и в тоже время обеспечить благополучное и полноценное развитие.

Значительную роль в сенсорном воспитании детей мы отводим развивающим играм.  Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Вы думаете, что вы просто предлагаете ребенку игру или играете вместе с ним с  игрушкой? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Так как игрушки и игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества.

Наша задача заключается в использовании  в работе методических материалов и учебных пособий, которые мы приобретаем или изготавливаем для детей, а еще и в том какими глазами ребенок на них смотрит.

Мы с вами находимся в эпоху реализации ФГОС ДО, в котором прописаны основные требования к  реализации образовательной деятельности: к основной образовательной программе; к результатам освоения образовательной программы и к условиям ее реализации.

  Какие  же педагогические условия мы должны создать для организации развивающей игры?

Безусловно, это:

  1.  Играющий педагог (эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности)
  2.  Время на игру в режиме дня
  3.  Организация активной развивающей игровой среды (динамичность, вариативность, доступность и др.)
  4.  Обогащение жизненного опыта яркими впечатлениями (чтобы любая совместная деятельность ребенка с взрослым стала самостоятельной; ребенок сам является творцом «своего мира»)
  5.  Взаимодействие с родителями (формирование адекватной родительской позиции) 

В рамках стандарта сенсорное развитие успешно прослеживается в  образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины.

3.  Речевое развитие – через обогащение активного словаря. Рассматривание и обсуждение картин. Картина ценный материал для развития детской речи. Посредствами картины обогащается словарь ребенка. (Также дерево на фланеграфе – листочки - зеленые, желтые, красные)

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия, это рисование разными цветами красок.

5.Физическое развитие – это например использование разноцветных кеглей (изучение спектра цветов – обойди красную кеглю и т. д.)

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных игровых технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

Как говорила Мария Монтессори: игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга и оказывают влияние на структуру связей между нейронами.

Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению.

Согласно Монтессори, основные условия развивающей игры это:

Добровольная игра, приятная ребенка, спонтанная для ребенка и с имеющая определенную цель для взрослого.

 Монтессори, при помощи многочисленных научных наблюдений, создала специальную обучающую среду, организованную таким образом, чтобы ребенок мог работать с развивающими материалами, созданными специально для его возраста и потребностей.

Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, ребенку необходимо дать время для самостоятельного использования их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят.

В ходе таких игр блоками малыш усвоит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину.

Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества».

Каждая игра, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать.

 «Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра.

На сегодняшний день игра доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности.

 Для чего играют люди? Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений; для того, чтобы приобрести умения и навыки; для того, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей; для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.

 

Играйте в игры!

Используемая  литература:

  1.  Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
  2. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка». – М., «Просвещение», 2009.
  3.  Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981.
  4.  Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983.
Опубликовано: 24.05.2016