Экологическое воспитание детей

Конференция: Современный детский сад

Автор: Васильева Елена Васильевна, Романова Фарида Фаритовна

Организация: ГБУЗ Республики Башкортостан Дом ребенка специализированный

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

    Само слово " экология" образовано от греческого "экос" -"дом" и "логос" –наука. То есть экология в широком смысле – наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку "об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой".

      Целью экологического воспитания дошкольников является "формирование осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни".

     Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

      В дошкольном учреждении должны быть созданы все условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате, уголке природы, на территории.

         Информация, которую дети получают, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для понимания.

Работа по данному направлению осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.

   Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач.

    В групповой комнате растения и животные должны содержаться в соответствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они являлись частью учебно- воспитательного процесса и были абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей.

    Следует отдавать предпочтение растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества. Для поддерживания чистоты необходимо осуществлять ежедневный уход за растениями и животными.

Педагоги привлекают детей к выполнению отдельных поручений.

    В уголке природы рекомендуется иметь природный и бросовый материал для изготовления различных поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробках и выкладываться по мере необходимости.

    В работе по ознакомлению с окружающим миром необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).

    Воспитатель должен постоянно повышать свою квалификацию, чтобы осваивать новый программный раздел.

      Ознакомление с природой нужно начинать с ближайшего окружения.

Для этого следует создать необходимые условия в групповой комнате и на участке. С помощью игрушек и картинок можно познакомить детей с домашними животными – кошкой, собакой, коровой; научить узнавать и называть этих животных и детенышей.

   Следует развивать у детей интерес к животным, желание рассматривать их в действительности и на картинках; формировать доброжелательное отношение к ним. При наличии необходимых условий целесообразно организовать наблюдения за домашними птицами.

      Для закрепления знаний детей о животных можно поиграть с ними в игры.

Воспитатель должен всячески поддерживать интерес детей к живым объектам, поощрять желание общаться с ними. Чаще в работе с детьми используйте рассказы, стихи, связанные с тем или иным природным явлением. При рассматривании картин и иллюстраций, во время чтения художественных и фольклорных произведений, в процессе наблюдения за живыми объектами обращайте их внимание на характерные особенности животных, учите различать и называть части тела животных.

Прочитайте детям потешки про животных.

    Во время рассматривания комнатных растений обращайте внимание детей на красоту листьев распустившихся цветов.

   Учите правильно употреблять слова: дерево, трава, цветы. Поощряйте желание детей помогать взрослым.

    Во время прогулок продолжайте знакомить малышей с разнообразной палитрой цветов, звуков, запахов; формируйте эстетическое отношение к окружающей природе в процессе наблюдений. Произведения способствуют пониманию детьми младшего возраста окружающей действительности.

   Методика ознакомления дошкольников с природой рассматривалась в трудах С.А.Веретенниковой, Э.И.Залкинд, Л.А.Каменевой, М.М.Марковской, В.Г.Фокиной, В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой и других авторов.

 

Опубликовано: 11.09.2016