Обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в направлении «физическая культура» в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО

Конференция: Современный детский сад

Автор: Мануйлова Людмила Петровна

Организация: МБДОУ № 269

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Развитие детей, привитие им навыков физической культуры, культуры здорового образа жизни – это не просто механизмы воспитания, а большая и ответственная педагогическая деятельность.

Особое значение приобретает процесс дошкольного образования и воспитания ребёнка, начиная с ранних лет его жизни, «зелёную улицу» которому предоставил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДОО). Он позволяет, с одной стороны, утвердить и защитить специфику дошкольного детства как физически и психологически особого периода развития ребёнка, а с другой – обеспечить целостность и преемственность  системы российского образования.

Поддержку в этой работе оказывает сформированная государственная законодательная и нормативно-правовая база. Особо хочется выделить два документа, направленные на физическое развитие детей, это:

  • «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня  2012 г. № 761);
  • Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 7августа 2009 г. № 1101-р).

Данные документы направлены на необходимость формирования новой  общегосударственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, здоровый образ жизни детей и подростков, а также внедрение современных здоровьесберегающих программ и технологий.

В нашем детском саду, как и во всех образовательных учреждениях, созданы приказы и распоряжения, регламентирующие деятельность по физическому развитию детей. Мы выделим Приказ посещения физкультурных площадок вне занятий для закрепления движений и двигательной активности. С учетом реализации данного приказа педагогическим коллективом был разработан график посещаемости и использования спортивных площадок, инструктором по физической культуре заведена тетрадь рекомендаций для закрепления основных видов движений, в соответствии индивидуальных особенностей детей. Организуя двигательно-игровую деятельность вне занятий, мы реализуем принцип индивидуализации, что соответствует ФГОС ДОО (п.1.4.)

Содержание образовательной программы охватывает пять направлений развития и образования детей, связанных в Стандарте образовательными областями. В нашем детском саду приоритетное направление – это физическое развитие детей. Поэтому мы постарались более подробно обсудить данное направление,  чтобы понять, что делать и как необходимо действовать в современных условиях в процессе развития физических возможностей ребенка-дошкольника.

Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя перечень требований, который ориентирует педагогов на организацию педагогической деятельности в соответствии направления. Данный перечень мы подразделили на четыре части. Все части направлены на приобретение детьми опыта в двигательной деятельности.

Первая часть связана с выполнением упражнений, направленные на развитие таких физических качеств как координация и гибкость.

Здесь мы выделили показатели или характерные признаки при выполнении детьми двигательных действий – это гибкость, ловкость, скорость, выносливость и сила, а также развитие физических качеств, таких как координация движения, сохранение равновесие, чувства ритма и пространственные представления.

Вторая часть направлена на развитие двигательных способностей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений некоторых видов спорта, овладение подвижными играми с правилами.

Про данное направление можно сказать, что организуя с детьми двигательные действия, таких как ходьба, ползание, бег, прыжки и т.д. мы создаем условия для проявления у них и других процессов – т.е. физических качеств. Так, например, скоростные способности у детей лучше проявляются в играх, точность пространственных и силовых качеств проявляется в прыжках со скамейки с приземлением в обозначенное место, силовые способности и силовая выносливость проявляется при растягивании в стороны пружины эспандера, при удержании набивного мяча в поднятых руках. А вот ловкость накапливается с двигательным опытом, каждый новый усвоенный двигательный навык повышает уровень развития ловкости. Более ловким считается тот ребенок, который легче и в более короткие сроки осваивает новые движения.

Третья частьстановление целенаправленности и регуляции в двигательной сфере. Мы знаем, что двигательные действия подразделяются на произвольный,  непроизвольный и волевой уровень регуляции. Волевые усилия проявляются – через психические и физические возможности – это осознанное целенаправленное решение. Причем целенаправленность – один из показателей произвольности движений. Целенаправленное поведение, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает  желание, стремление, мотив. Проявление воли находит свое отражение в таких качествах как: - настойчивость, выдержка, решительность, смелость, дисциплинированность, обязательность,  организованность и др.

Четвертая частьстановление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Данную часть мы понимаем как усвоение и распространение на свою жизнедеятельность ценностей ЗОЖ: в питании, двигательном режиме, закаливании, полезных привычек. К полезным привычкам мы относим привычку заботиться о своем здоровье через формирование личной гигиены, привитие культурно-гигиенических навыков, навыков собственного здоровьесбережения, привычку к двигательной активности и к занятиям физической культурой и спортом.

Таким образом, данный перечень требований раскрывает цели педагогической деятельности, которые выражены в виде целевых ориентиров и планируемых результатов, для приобретения детьми двигательного опыта с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Так целевой ориентир – у ребенка развита крупная, и мелкая моторика предполагает развитие у детей двигательных способностей. Данные виды двигательной деятельности мы организует с учетом Программы «Старт». Отличительная особенность программы в том, что программный материал распределен не по возрастным группам, а по направлениям. Поэтому, мы используем то направление, которое является приоритетным в определенном возрастном периоде, с учетом времени года и индивидуальных особенностей детей. Так, например, с октября по ноябрь на физкультурных занятиях, в самостоятельной деятельности и на прогулке планируем двигательно-игровую деятельность с предметами (мяч, скакалка, обручи, летающие тарелки), тренажерами; с декабря по февраль дети учатся ходить на лыжах, начинается подготовка к зимней спартакиаде, и осваиваем спортивные упражнения с предметами.  С марта по май начинаются занятия с мячом, усиливаем работу на спортивных снарядах в тренажерном зале, где развиваются умения детей владеть своим телом (гибкость, пластичность, растяжка и другие способности). В мае мы проводим контрольные занятия, как и в сентябре, но уже с учетом достигнутых успехов группы. Региональная программа «Красноярская тропинка» И.И. Ольгин, В.А. Гуров и др. дополняет программу «Старт» и усиливает пространственную среду авторским здровьесберегающим многомерным дидактическим оборудованием. Такая среда позволяет организовать освоение детьми основных видов движений, развивать у детей крупную и мелкую моторику, опорно-двигательный аппарат на физкультурных занятиях, в игровые часы, кружковой  и самостоятельной деятельности, на прогулках и закаливающих мероприятиях.

Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте мы усиливаем технологией «Пальчиковые игры с предметами» Фурсова И.В., а в старшем дошкольном возрасте используем технологии Н.Ч. Железняк «Домашняя азбука физкультурных движений», Н.П. Недовесова «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей» и технологию А.Л. Сиротюк «Кинезиологические упражнения».

Целевой ориентир - ребенок подвижен, владеет основными движениями, ориентирует нас на планирование деятельности по развитию физических качеств. Здесь дети осваивают движения с использованием технологий «Подвижные игры для  детей» Симонович А., Горбунова Е. и  «Спортивные игры» О.Е. Громовой.

Целевой ориентир - ребенок способен к волевым усилиям, мы относим к разделу становление целенаправленности  и саморегуляции  в двигательной сфере.

Волевые усилия проявляются – через психические и физические возможности – это осознанное целенаправленное решение. Причем целенаправленность – один из показателей произвольности движений. Целенаправленное поведение, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает желание, стремление, мотив. Из наших наблюдений дети не играют самостоятельно в игры, не организуются в игры, поэтому в походах, развлечениях педагоги стараются включать народные, спортивные, забавы, авторские игры. Такие мероприятия, как правило, запоминаются детям, и дети самостоятельно организуют игры, проявляя уверенность, смелость, решительность и др..

Целевой ориентир - ребенок может соблюдать правила, безопасного поведения, личной гигиены.

В результате создания условий для освоения ЗОЖ, ребенок знает и соблюдает  необходимые правила для здоровья (заниматься зарядкой, закаляться, не нарушать режим,  одеваться по погоде, регулярно гулять). Ребенок соблюдает правила личной гигиены, имеется в виду, ребенок без участия взрослых выполняет последовательность действий процессов умывания, мытья рук. Ребенок следит за личной гигиеной, мы понимаем, что ребенок своевременно моет руки, умывается, чистит зубы, поласкает рот после приема пищи и др. Для решения данных задач наш коллектив разработал социально-оздоровительную программу «Здоровый малыш», в которую вошли ряд здоровьесберегающих технологий: «Уроки Айболита» Зайцевой Г.К., «Уроки здоровья» Тихомирова П.Ф, здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного, А.А. Уманской, А.Н. Стрельниковой.

В результате организации деятельности по правилам безопасного поведения ребенок следует общепринятым нормам и правилам безопасного поведения, может определить вредные и полезные привычки, опасные продукты питания, проблемные ситуации в быту, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать и вести поиск решения поставленной задачи ЗОЖ и безопасного поведения. Для освоения планируемых результатов в данном направлении мы используем технологию Чермашенцева О.В «Основы безопасного поведения дошкольников».

Таким образом, в нашем детском саду целевые ориентиры способствуют созданию правильно организованных условий по физическому развитию детей в процессе реализации образовательной Программы, с учетом требованиям Стандарта.

Литература:

  1. Фурсова И.В. «Пальчиковые игры с предметами»
  2. Железняк Н.Ч. «Домашняя азбука физкультурных движений»
  3. Сиротюк А.Л. « Кинезиологические упражнения»
  4. Симонович А.С. «Спортивные игры для детей»
  5. Чермашенцева О.В. «Основы безопасного поведения дошкольников»
Опубликовано: 17.09.2016