Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности

Конференция: Современный детский сад

Автор: Минигалимова Рузалия Наильевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 25 «Черемушка»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Димитровград

Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

 Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. А задача нас взрослых – разбудить, сохранить и развить в ребенке  подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

            Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен своевременно помогать ему.

     Но можно по разному помочь ребенку: например, обучать его только с помощью традиционной тех­ники рисования. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, но они не приобретают опыта решения художественных задач. Использование лишь традиционных изобразительных средств не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Мы даем ребенку готовый образец рисунка и показываем прием изображения предмета, тем самым мы не оставляем ему места для его творчества. Так как ребенок будет просто копировать данный взрослым образец! Таким образом, мы не способствуем развитию его воображения, фантазии. Поэтому,  у нас часто получается обучение без творчества.

А нетрадиционные   техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с разными  нетрадиционными  материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

        Овладевая разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира в нетрадиционной технике рисования, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает образовательному мероприятию творческий характер.

А творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь". 

Ребенку необходимо самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного  творчества. Существует много методов, приемов, техник рисования, которые не предусматривают совершенного владения изобразительными навыками, но побуждают детей творчески мыслить, фантазировать и воображать.

Сегодня я хотела познакомить вас с некоторыми  нетрадиционными техниками рисования, которые вы можете использовать в работе с детьми.

Техника «Волшебные нити»

Для освоения этой техники вам понадобятся нити, набор ярких чернил, туши или жидко разведённой гуаши, бумага. Нитки нужно нарезать (25-30 см). Окуните нить в краску, чтобы она пропиталась. Теперь ее надо уложить на листе бумаги и накрыть другим листом. Как бы вы ни накладывали нить: прямо или заворачивая по спирали, конец ее должен высовываться. Придерживая верхний лист, вытягивайте нить за кончик. На каждый новый цвет нужен новый лист для держания сверху и нить, чтобы основное изображение не пачкалось. Ну а теперь рассмотрите, на что похоже изображение, может нужно что-то дорисовать. Примеры рисования: «Морозные узоры» (белым по  цветному фону), «Страна цветных снов» (теплые и холодные тона), «Вологодские кружева» (на силуэтах кокошников, воротников),  «Натюрморт из сказочных цветов», «Парусник».

 

                              Рисование мыльными пузырями

Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В стакан выкладываем гуашь и вливаем шампунь или жидкость для мытья посуды, добавляя немного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовывать детали и  - рисунок готов. С помощью этого приема можно изобразить не только облака, море, но и множество других предметов. Главное, увидеть знакомый образ в этих воздушных пузырьках.

 

                 Техника «Кляксография»  (по определению О. Белобрыкиной)

Для работы нам понадобится цветная тушь, кисти, краски, фломастеры для прорисовывания мелких деталей. Наберем на кисть тушь и поставим на лист большую кляксу из капельки. Теперь нужно поворачивать лист в разные стороны, направляя капельку. Побежала она вверх, оставила за собой след, а затем вниз и в сторону. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета, пусть встретятся. Таким приемом можно нарисовать деревья, цветы, насекомых, животных, сказочных персонажей. Можно дорисовать рисунок кистью или использовать коллаж.

Еще один способ рисования в этой технике – использование трубочек для коктейля. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно, осторожно подуем на каплю.  Повернем лист и снова подуем.  Получаются изображения водорослей и кораллов, салют. Можно раздувать каплю краски на листе бумаги, покрытой канцелярским клеем, когда он просохнет. Тушь, высыхая на таком фоне, дает разорванные, треснутые очертания изображения.

А теперь я приглашаю вас освоить самим понравившиеся нетрадиционные техники рисования. За первым столом вы можете поработать в технике «Волшебные нити». За вторым столом освоить технику рисования мыльными пузырями. А за третьим столом познакомиться с техникой «Кляксографией».

Опубликовано: 22.11.2016