Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Мезенцева Виктория Олеговна

Организация: МДОУ Детский сад №14

Населенный пункт: Архангельская область, г. Новодвинск

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

 

Пальчиковая гимнастика и упражнения являются уникальным средством для развития мелкой моторики рук и центров речи ребенка. Сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для того чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику его рук. Благодаря этому, улучшается взаимосвязь и синхронизация работы обоих полушарий головного мозга и. А все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем и сами соединение зоны, отвечающие за речь человека. Также учеными отмечено, что наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать уже с младенцами в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.

Начиная с года, родителями и педагогами должны активно использоваться более сложные упражнения. Самые популярные из них – это пальчиковые народные игры – потешки и игры с пальчиковыми зверушками. Пальчиковые игры для детей 1-2 лет очень просты – это разгибание и загибание отдельных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов разной формы и фактуры. Как правило, они рассчитаны на взаимодействие взрослого с рукой ребенка: поглаживание, пощипывание, сгибание пальчиков и т.д. И, конечно же, малышу нужно помогать, потому что он сам пока с трудом выполняет произвольные движения пальцами.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, мы одновременно решаем такие важные задачи как:

  • стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
  • тренировка внимания, пространственного мышления;
  • воспитание эмоциональной выразительности.
  • помощь детям с задержкой в развитии речи;

Для получения максимальной пользы игры с пальцами рук должны быть составлены таким образом, чтобы в них сочетались сжатие, расслабление и растяжение пальцев; использовались изолированные движения каждого пальца; а также разнотипные движения самих рук (пальцы одной руки выполняют одно упражнение, а другой руки – другое).

Существует множество пальчиковых игр, все они разнообразны по своему содержанию. Условно их можно разделить на следующие группы:

  • Игры – манипуляции. Эти игры развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
  • Сюжетные игры. Они позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев и т.п.
  • Также большой популярностью пользуется пальчиковая гимнастика в сочетании со звуковой и, предложенная И. Деннисоном и Г. Деннисоном, «гимнастика мозга» (кинезиологические упражнения), с помощью которых компенсируется работа левого полушария, т.к. их выполнение требует от ребёнка внимания и сосредоточенности.
  • Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В таких упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
  • Театр в руке, а играя в который происходит развитие внимания и памяти, снимается психоэмоциональное напряжение ребенка.

И в заключение хотелось бы сказать о возможности использования пальчиковой гимнастики в режиме дня ребенка, посещающего ДОО:

  • для создания у детей положительного психоэмоционального настроения утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки»;
  • во время утренней гимнастики перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами;
  • на физкультминутках кинезиологические упражнения – из серии «гимнастика мозга»;
  • на физкультурных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части;
  • перед обедом, когда дети за столом ожидают раздачи пищи;
  • на прогулке в тёплое время года после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев руки изобразить дом, скворечник, собаку, цепочку, дерево и др.;
  • в зачине подвижной игры или в ходе самой игры.
Опубликовано: 20.10.2017