Использование метода «Волшебная дорожка» технологии ТРИЗ в работе по сохранению здоровья детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Андреева Татьяна Владимировна

Организация: МДОУ Детский сад №14

Населенный пункт: Архангельская область, г. Новодвинск

Любое творчество предполагает неординарность мышления. Опыт работы

и практика показывают – применение нетрадиционных приёмов, форм, методов работы, стимулирует развитие творческих способностей личности ребенка.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие

окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Маленький человек

постепенно готовится к решению различного рода задач, которые поставит

перед ним жизнь, наполненная противоречиями и проблемами.

  • средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он

должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать

готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает.

Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому,

чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог

должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Ребенок старшего дошкольного возраста положительно относится к себе,

уверен в своих силах, открыт внешнему миру. Он проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности и при решении

элементарных бытовых задач. Обладает чувствительностью к проблемным

ситуациям и устойчивым желанием с ними работать.

В старшем возрасте мы продолжаем формировать у детей представления

о полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и

охраны здоровья. Наши дети знают и выполняют культурно-гигиенические

правила, для чего нужен тот или иной предмет гигиены, но всегда ли они их

выполняют качественно? Это говорит о том, что выполняют они их не осознанно, поэтому главная задача по сохранению здоровья детей старшего дошкольного возраста – не только дать детям знания, а создать условия для самостоятельной здоровье сберегающей деятельности детей, предлагать им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни.

  • стараюсь активировать детей в умении самостоятельно переносить в игру правила здоровье сберегающего поведения. В этом мне помогает ТРИЗ.

 

Первая ступень морфологического анализа игра «Волшебная дорожка»

помогает мне побуждать детей к деятельности, развивать у детей системное

мышление. Формировать умение детей избегать опасные для здоровья

ситуации.

Методические рекомендации работы с «волшебной дорожкой»

На доске рисуется «волшебная дорожка» с 3-4 ячейками на ее горизонтали выбирается в зависимости от цели деятельности главный герой, у которого есть проблемы связанные со здоровым образом жизни. В процессе

путешествия по дорожке он встречается с персонажами, которые помогают

ему решить эти проблемы.

Алгоритм деятельности:

-Путешествие Героя по дорожке с определенной целью.

-Взаимодействие с другими объектами.

-Изменение Героя в процессе взаимодействия.

 

Основные вопросы: Кто это? С какой целью путешествует? С кем повстречался? Каким стал?

Дидактическая игра «Наши умные друзья»

Задачи: Формировать у детей навыки поиска нужной информации о

столовых предметах и основных действиях с ними с помощью «волшебной

дорожки». Обогащать представления детей о значении столовых предметов в

поддержании, укреплении и сохранении здоровья.

Дидактическая игра «Наши добрые помощники»

Задачи: Формировать у детей навыки поиска нужной информации о предметах личной гигиены и основных действиях с ними. Обогащать представления детей о значении предметов личной гигиены в поддержании, укреплении и сохранении здоровья.

К нам приходит персонаж, которого мы учим всему, что умеем, и рассказываем, какую роль играет тот или иной предмет личной гигиены.

Дети самостоятельно выбирают карточки, рассказывают и показывают,

нашей гостье, как нужно правильно мыть руки с мылом, насухо вытирать их

полотенцем, расчесываться расческой, и как изменяется наш герой после встречи со всеми этими предметами.

Игра «В гостях у талисманов Олимпийских игр»

Задачи: Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и

нормам здорового образа жизни. Продолжать знакомить детей с атрибутами зимних видов спорта и основными действиями с ними с помощью «волшебной дорожки».

Мотивация деятельности: Помочь Герою в процессе этого путешествия

узнать о пользе спорта для здоровья и изменить свой образ жизни, чтобы не

болеть.

Вот так с помощью «Волшебной дорожки» я решаю задачи в работе по

сохранению здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многогранности,

многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих

проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Литература:

1. Крылов Е. Сказочные задания на занятиях по ТРИЗ //Дошкольное

воспитание. – 1995. - №10. – С. 30-34.

2. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1992. -

№7-8. –С. 11-20.

3. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1993. -

  1. – С. 15-26.

4. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1993. -

№6. – С. 14-24.

5. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1993. -

№11. – С. 28-38.

6. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1994. -

№5. – С. 44-52.

121

7. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1994. -

№10. – С. 28-38.

8. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1992. -

№9-10. – С. 11-23.

9. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное

воспитание. – 1997. - №4. – С. 13-24.

10.Страунинг А.М. Росток. Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного

возраста. – Обнинск, 1999.

Опубликовано: 20.10.2017