Руководство организацией сюжетно-ролевыми играми в старшем дошкольном возрасте

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Панова Ольга Валерьевна

Организация: МБДОУ д/с № 36 «Рябинка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Формы организации совместной деятельности воспитателя с детьми.

К формам организации совместной деятельности воспитателя с детьми относится непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Задачей, в которых является: развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, и др. видов творческих игр).

При организации непосредственно образовательной деятельности мы можем использовать различные сюжетно-ролевые игры. Например: на непосредственно-образовательной области «Чтение художественной литературы» мы используем сюжетно-ролевую игру «Библиотека», на непосредственно образовательной области «Природный мир» мы используем сюжетно ролевую игру «Прогулка по лесу», в ходе которых решаются и образовательные , и развивающие и воспитательные задачи.

В ходе режимных моментов сюжетно-ролевой игре уделяется время: утром до завтрака, на прогулке и вечером после дневного сна и ужина.

Утром ребенок приходит в детский сад с впечатлениями от вчерашнего вечера вне стен детского сада, и поэтому дети утром предпочитают такие сюжетно-ролевые игры, как «Гости», «Прогулка в парк», «Магазин», «Водители» и т.д.

На прогулке я стараюсь организовать сюжетно-ролевые игры с исследовательским направлением. То есть дети должны что-то новое узнать, сами до чего-то догадаться. Например: сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес», где я заранее назначаю кого-то зайцем, медведем, волком и т.д., а сама беру роль экскурсовода. Дети в процессе узнают зверей по их повадкам, принимают активное участие в беседе. Моим детям очень нравится играть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Разведчики», «Кладоискатели» и другие, которые учат детей ориентироваться на местности, добиваться конечной цели.

Игры вечером носят более спокойный характер. Дневной сон обеспечивает детям полный отдых, поэтому условия для сюжетно-ролевой игры вечером исключительно благоприятны. Вечером дети предпочитают играть в сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Семья», «Больница», «Библиотека».

 

Осуществление совместной деятельности воспитателя с детьми.

Совместная деятельность воспитателя с детьми начинается с его влияния на выбор темы. Игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление. Влияние на выбор игры, игровые действия заключается в том, что мы поддерживаем интерес к игре, развиваем инициативы детей, приучаем их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, мы стараемся разнообразить её новыми персонажами или игровыми действиями. Иногда сами становимся участником игры, берем на себя какую-нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли мы можем незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре мы спрашиваем, где продаются билеты, и таким образом навожу на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине мы можем спросить о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.

Иногда игра, хорошая по теме, приобретает нежелательное направление, поведение детей не соответствует роли: воспитатель груб с детьми, солдаты недисциплинированны. Причины такого явления различны. Может быть, ребенок плохо представляет себе деятельность, характер изображаемого лица и наделяет его качествами, которые наблюдал у других людей. А может быть обнаруживаются его собственные недостатки, грубость, недисциплинированность. И в том и другом случае необходимо повлиять на ребенка через образ, дать ему представление о том, как поступает человек, которого он изображает, как он относится к своей работе, к людям. Мы можем воздействовать своим примером, стать участником игры. В других случаях на помощь приходят наблюдения, чтение книги на данную тему.

Дети сталкиваются в жизни не только с хорошими людьми, с благородными поступками. Порой затеваются игры, в которых дети изображают, например, ссоры между соседями. Нельзя допустить этого. Необходимо отвлечь детей от такой игры, создать интерес к другой теме, а главное, вызвать у них отрицательное отношение к плохому, чтобы им самим не хотелось изображать это в игре.

Руководя игрой, мы всегда должны помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Опубликовано: 30.10.2017