Актуальные направления работы по формированию здоровьесберегающей среды в условиях современного ДОУ

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Москалева Наталья Петровна

Организация: МБДОУ д/с № 49

Населенный пункт: Мурманская область, г. Североморск

«Здоровье- драгоценность и притом единственная, ради которой стоит не жалеть времени, сил, трудов и великих благ».

Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно начинать формировать привычку к здоровому образу жизни уже в раннем возрасте.

 

Важнейшая роль дошкольного образовательного учреждения-постоянное освоение комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка и формирование привычки к здоровому образу жизни на всех этапах его обучения и развития.

 

Существует комплекс мероприятий, направленный на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Этот комплекс получил название «здоровьесберегающие технологии».

 

Цель здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ:

  • Охрана и укрепление здоровья детей.
  • Обеспечение физического и психического благополучия.
  • Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

 

Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную психологическую и педагогическую обстановку. Особенно в группах раннего возраста, т.к.

Ранний возраст -это период наиболее интенсивного психического развития. Проявления чувств самые непосредственные: если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой. Поэтому для малышей так важно отношение взрослых. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему я широко использую приемы народного творчества и, общаясь с малышом, «вплетаю» их в повседневную работу.

 

Немаловажную роль комфортного пребывания ребенка в детском саду имеет окружающая предметно-развивающая среда. Организуя предметно-развивающую среду, я стремлюсь, чтобы у каждого ребенка была возможность реализовать свои способности и потребности в общении, игре, действиях с предметами. Пространство игровой комнаты организовала так, чтобы дети имели возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, при этом не мешая друг другу. Это возможно при создании уголков специально оборудованных и приспособленных для полноценных детских занятий. В первую очередь таких как: уголок сюжетно-ролевой игры, строительных и конструктивных игр, театра, изобразительной и музыкальной деятельности, формирования сенсорных эталонов, спортивный уголок.

 

 

 

 

 

 

С помощью каких мероприятий я решаю задачу сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей раннего возраста?

 

Медико-профилактические мероприятия;

  • мониторинг здоровья детей (посещаемость, заболеваемость, учёт групп здоровья, анализ антропометрических данных),
  • организация и контроль питания детей,
  • контроль физического развития детей,
  • организация закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду (профилактические прививки, витаминизация);
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований (маркировка мебели, посуды, уборочного инвентаря; сервировка стола; санитарное состояние группы);

 

Физкультурно-оздоровительные мероприятия;

  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика корригирующая;
  • гимнастика ортопедическая;
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательная гимнастика;
  • утренняя гимнастика;
  • бодрящая гимнастика;
  • занятия ФИЗО;
  • общеукрепляющий массаж и самомассаж; закаливание;
  • подвижные, театрализованные и хороводные игры;
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

 

Валеологическое просвещение родителей;

(включает родительские собрания с видеопоказами и презентациями, предоставление наглядной информации, устные и письменные консультации, пропаганда опыта семейного воспитания, «Школа молодого родителя» и другие формы работы).

Медико-профилактическое направление решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Для успешного осуществления здоровьесберегающего процесса я совместно с медиками изучаю индивидуальные особенности роста и созревания детей, темпа и гармоничности развития.

Физкультурно-оздоровительное направление является одним из основополагающих факторов здоровья. И для повышения эффективности этой работы в практике широко использую следующие мероприятия.

Действенным средством физического воспитания и оздоровлений детей считается активный отдых: народные подвижные игры, хороводные и театрализованные игры. Они предупреждают утомляемость, улучшают эмоциональное состояние, активизировать двигательную деятельность детей. Мною создана картотека народных подвижных игр и хороводных игр. Игры подобраны в соответствии с возрастом детей, местом и временем их проведения.

Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе создаю так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др. )

Особую роль в оздоровлении детей отвожу музыкальному соспрвождению. Благотворное влияние музыки распространяется на весь организм, а также способствует развитию коммуникативных качеств и делает адаптацию успешной.

Стимулирует общение ребёнка со сверстниками и со взрослыми, поддерживает стремление к активности пальчиковая гимнастика. Мною создано перспективное планирование по обучению детей пальчиковым играм с использованием малых форм фольклора, которые обогащают малышей духовно и развивают физически.

Интересен детям массаж рук с использованием тренажёра «Колючий ёжик». Он развивает тактильную чувствительность. Усиливает оздоровительную направленность всех форм двигательной активности самомассаж. Он обогащает знания малышей о собственном теле, помогает ощутить границы своего тела, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

Благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние утренняя гимнастика. Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой, главное постоянно проявлять выдумку и разнообразить используемые упражнения.

Помогает предотвратить ухудшение зрения у малышей гимнастика для глаз. Провожу ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

  • из важнейших элементов здорового образа жизни является физиологически правильное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, часто болеющими простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка. Важно обеспечить проветривание помещения и гигиену полости носа перед проведением процедуры. Поднять настроение и мышечный тонус детей помогает гимнастика после сна. Начинается она с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия, укрепления свода стопы и нарушения осанки, заканчивается гимнастика игрой. Эти мероприятия эффективно сопровождать художественным словом, музыкой.
  • на закаливании, как важном звене в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышает его устойчивость к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.

Основной формой организованной двигательной активности являются физкультурные занятия. При организации и проведении занятий я использую игру, ту деятельность, которая вызывает у ребенка положительный эмоциональный отклик.

Как известно, здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей. Поэтому, я уделяю особое внимание: обучению детей раннего возраста гигиеническим навыкам (умению правильно умываться, вытирать руки и лицо, пользоваться носовым платком, знать, для чего это надо делать).

Для закрепления навыков использую устное народное слово или отрывки из сказки Чуковского "Мойдодыр»; формированию у них доступных знаний о строении тела человека при проведении самомассажа, рассматривании сюжетных картинок с элементами гимнастики и основных видов движений и др.;

Рассказываю о важности правильного питания: «В гости к Мишутке" и "Винни-Пух в гостях у Кролика"; закаливания; сна, организуя сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные, настольно-печатные, игры- драматизации и др

Всё это помогает мне формировать у детей знания о здоровом образе жизни и потребность в движениях.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге способствуют укреплению здоровья и формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 

Но, без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом деле - союзники. С момента поступления ребенка в детский сад я стремлюсь так выстроить совместную работу, чтобы малыши быстро и безболезненно адаптировались и вливались в коллектив. Для этого я предлагаю в уголке для родителей консультации на тему: «Рекомендации и памятка для родителей в период адаптации», «Здоровье всему голова», «Причины частых болезней у ребёнка», «Игры на прогулке», «Двигательная активность-как средство сохранения и укрепления здоровья детей» и многие другие, провожу беседы (индивидуальные и групповые) на интересующие родителей темы.

На собрании в форме презентации познакомила родителей с «Физкультурно-оздоровительной работой», проводимой в ДОУ и группе. Родители привлечены к участию в жизни группы и детского сада. Ими изготовлено нетрадиционное спортивное оборудование (султанчики, снежные комочки, тренажёр «Змейка» для ног).

Всё это способствует повышению педагогической культуры родителей и пониманию ими роли физического воспитания в укреплении здоровья детей.

Таким образом, только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

  • file0.ppt.zip.. 4,2 МБ
  • Опубликовано: 05.12.2017