Роль народной безликой куклы в системе работы педагога-психолога в ДОУ

Конференция: Современный детский сад

Автор: Яковлева Людмила Иосиповна

Организация: МКДОУ №70 «Дюймовочка»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Железногорск

                              

           Девочка, девушка, женщина, жена, мать… Как гармонично пройти эти этапы жизни, взращивая на каждом из них   целостный образ женской природы – терпеливой, скромной, приветливой, верной, умеющей уступать и подчиняться?

          Именно на этих качествах, составляющих образ целомудренной женщины, и делался воспитательный акцент в традициях, обычаях и обрядах  русского  фольклора, составляющим элементом которого является безликая тряпичная кукла.

             При существующем на сегодняшний день разнообразии инновационных и вариативных программ для дошкольников, все же следует отметить, что вопросы половой идентичности и самоидентичности  решаются  недостаточно полно. Недостаток  внимания к ним со стороны педагогов и родителей приводит  к искаженному представлению человека о себе, как  принадлежащему к тому или иному полу. В результате- активная, целеустремленная, самодостаточная и независимая женщина, самостоятельно решающая свои проблемы и инфантильный мужчина. Это то, что психологи определяют как феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин.

     В этой связи обращение к  традициям и культуре русского народа представляется весьма актуальным и своевременным еще и потому, что дошедшие до нас формы фольклора ( песенные, игровые, обрядовые) как нельзя естественнее и органичнее могут решить вопросы половой идентификации и самоидентификации, так как они проверены временем, выверены до мельчайших подробностей не на одном поколении людей.

          Как правило, первые тряпичные куклы делались безликими. Это было своего рода оберегающим элементом: наши прабабушки верили, что такая кукла не принесет вреда ребенку, в такую куклу не может вселиться зло, следовательно, она безопасна.

        Говоря современным языком, безликая кукла помогает ребенку развивать внутреннюю активность: вот кукла плачет, смеется, сердится и даже кричит. Все это многообразие человеческих проявлений может отразиться на лице одной куклы. И главное-это подвластно самому ребенку: он силой своей фантазии, своей внутренней активностью воспроизводит все эти состояния. Излишне, наверное, говорить о том, что в готовой магазинной кукле такое разнообразие едва ли возможно.  Немаловажным является еще и тот факт, что  простейшую тряпичную  такую куклу ребенок может изготовить самостоятельно. Следовательно, она будет для него более  ценной и значимой.

     Исходя из всей многозначности  и непреходящей ценности  такой куклы  я  в своей практике оказания ребенку психологической помощи  стараюсь как можно более полно  использовать   возможности  безликой тряпичной  куклы.

       Не секрет, что  современный ребенок достаточно эгоистичен в своих желаниях. Этому, безусловно, способствует целый ряд особенностей  сегодняшней семьи: это, как правило, один ребенок и зачастую  сильное желание родителей дать ему все то, чем они сами по той или иной причине были обделены в детстве, и материальная обеспеченность и, как ни странно, ее недостаток.

      В целом же можно говорить о том, что современный ребенок не готов и не желает делиться, что-то отдавать даже родным, близким людям. Иждивенческая позиция, закладываемая родителями ( возможно, кем-то даже неосознанно, по незнанию)  прочно закладывается  в сознании ребенка и остается с ним на долгие годы, если не на всю жизнь. 

      В культуре нашего народа  этот аспект прорабатывался довольно просто: уже в 2 года малыш мастерил незатейливую куколку « Отдарок за подарок». Символично даже само название куклы – отдарить, отблагодарить. Так ребенок учился быть благодарным: за леденец, за пряничек « отдарить»  родителя за заботу  куколкой. Может ли сегодня современный ребенок  похвастаться  такой заботой о родителе? Едва ли.

       Я же мастерю  таких куколок  со своими малышами довольно часто: не только, когда у мамы или папы день рождения или традиционный праздник. Пришел, например, ребенок  сегодня  в новом платье, или рубашке, принес новую игрушку – для меня это сигнал «ребенок получил подарок», надо научить его быть благодарным. И мы мастерим с ним « Отдарок за подарок».

    Простая куколка, а сколько в ней «психологичности»: здесь и основы нравственного здоровья, и развитие мелкой моторики,  цветовосприятия  и  речи.

     С девочками постарше ( с 5 лет) начинали мастерить «игровую» куклу.  

При  кажущейся простоте  эта кукла в культуре и традициях русского народа « учила девочку быть девочкой». Говоря  языком  психологии,  эта кукла помогала девочке идентифицировать себя со своим полом, т.к. являлась прообразом женского пола: одежда, коса с вплетенными лентами, платочек, повязанный спереди или лента вокруг головы, а также обереговый пояс.

       « Игровая» кукла  ненавязчиво помогала решать довольно серьезные задачи воспитания, связанные с гендерной ориентацией  девочки. С ее помощью девочка училась эмоционально воспринимать и принимать себя как объект женского пола и, что немаловажно, усваивать ( присваивать) нормы и правила поведения.

      Изготовление « игровой» куклы  я провожу в парах-  мама и дочка. Считаю, что такой подход наиболее оправдан: учится и родитель, и ребенок. Причем, родитель воочию видит, как эмоционально реагирует ребенок на подачу материала ( мимика, высказывания), насколько адекватны и разнообразны его  проявления, как  они отражаются на качестве деятельности.

      В первую очередь, ориентируюсь  на тех детей, у которых  наблюдаются  проблемы в эмоционально- личностном плане  и детско- родительских отношениях. Чтобы заинтересовать родителей устраиваю в группах выставки народных тряпичных кукол ( изготавливаю их сама), предлагаю родителям буклеты « Куколка из тряпочки», « Тряпичная кукла и  психологическое здоровье ребенка».  На день рождения  « проблемной» девочке дарю такую куколку.  Вношу в игровое пространство групп  тряпичных кукол.

   Такой подход позволяет  недирективно  настроить родителя на  доброжелательное  и конструктивное сотрудничество, следовательно,  можно ожидать большей   заинтересованности в решении имеющихся трудностей у ребенка.

      При обучении  технике изготовления « игровой» куклы особое внимание придаю тому, как правильно скручивать основу- скрутку, т.е. стараюсь не нарушать  наработанный  веками  опыт народа: основа должны быть ровной и тугой. Наши прабабушки верили (  это тоже проверено их опытом и временем), что  так закладывается стержень человека.

     А дальше начинаю раскрывать  и маме, и ребенку  все  духовно-нравственное многообразие и красоту женской природы. Непременным атрибутом  «игровой» куклы была коса. Конечно, сейчас  коса есть не у каждой девочки. Но в старину верили ( и это знание идет из глубокой древности), что  именно в волосах женщины скрыта ее сила. Поэтому-то  так тщательно и ухаживали за косой: подолгу расчесывали и обязательно заплетали, вплетая в косу разноцветные ленты - непременный атрибут девочки ( девушки). Впоследствии  этот момент  сложился  в потешку:

                                Расти, коса, до пояса,

                                Не  вырони ни волоса.

                                Расти,  косынька, до пят-

                                Все волосоньки в ряд.

                                 Расти, коса, не путайся,-

                                 Маму, дочка, слушайся. 

     Заплетая косу  кукле,  обращаю внимание на то, как тщательно  надо расправлять каждую ниточку- волосок, проводя по нему пальчиками сверху  донизу, чтобы коса получилась ровной да гладкой. Выбирая цвет ленты для косы, акцентирую  внимание ребенка вопросом: « Почему  выбрала такой цвет? Чем он тебе нравится?». Обязательно обращаюсь к маме, какой цвет выбрала бы она и почему.

     Дальше начинаем выбирать цвет сарафана. В традициях девичий  сарафан ( и для куклы тоже)  был более ярким и с более крупным рисунком, нежели у замужней женщины.  Предлагаю на выбор  ткани разных расцветок, делая акцент  на традиционном подходе в выборе цвета. Здесь уже подключается работа над  развитием цветовосприятия  как ребенка, так и матери.

     Особое внимание,  как ребенка, так и мамы обращаю на бережное отношение к кукле. По традиции такую куклу  нельзя бросать на пол  или другое  неподходящее место. После игры обязательно убирать куколку в специально приготовленное место.  Для этой цели подойдет обычная коробка, обклеенная тканью с подходящим «народным» узором.  Так девочка приучается к аккуратности и бережливости. Здесь, наверное, уместно провести аналогию с известным выражением « Поступай с другими так, как если бы хотел, чтобы они поступали с тобой». А если мы говорим о том, что кукла – это  прообраз человека, то данное  высказывание  говорит само за себя.

       Во время последующих встреч обязательно разыгрываем различные ситуации  детско-родительских отношений, в которых ребенок  как бы «закрыт» куклой ( психологам хорошо известен такой подход в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности). Также предлагаю маме  «спрятаться» за куклой и выступать в роли ребенка.

     Проводимая мною в течение ряда лет работа с народной тряпичной куклой показала, что у  родителей  и детей формируется  выраженный         интерес  к изготовлению и дальнейшей как совместной, так и самостоятельной игре ребенка  с такой куклой. Как отмечают сами мамы, девочки  стали бережнее относиться  не только к самодельной кукле, но и к игрушкам вообще, могут без излишнего напоминания родителей  следить за порядком  в своих игрушках; проявляют самостоятельность   и инициативу  в поддержании чистоты кукольной одежды и  постельных принадлежностей. У некоторых девочек отмечается уже более устойчивый интерес к народной тряпичной кукле: они обращаются с вопросами ко мне или к маме (бабушке), в какие куколки они еще играли и как их можно сделать.  Привлекаю особо заинтересованных мам ( вместе с ребенком)  к организации совместных выставок безликой куклы в других группах.

     Безусловно, возможности тряпичной куклы на этом далеко не исчерпаны. Огромный пласт народной культуры в лице безликой куклы еще предстоит изучать  и использовать не на одном поколении. 

                                              Литература:

1.Аникин В.П.  Теория фольклора. – М., 1996.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование  миров. –М., Воронеж, 1996.

3. Афанасьев А.Н. Древо жизни.- М., 1983.

4. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. – М., 1995.- Вып.2.

5.Зыкова М.Н. Фольклоротерапия  /Учебное пособие.- Москва - Воронеж

2004.                             

          

   

  

 

     

 

  • 1-b87bfbf4f1d66ef0ec2a068e.. 50,0 КБ
  • Опубликовано: 20.01.2015