Роль народной безликой куклы в системе работы педагога-психолога в ДОУ
Конференция: Современный детский сад
Автор: Яковлева Людмила Иосиповна
Организация: МКДОУ №70 «Дюймовочка»
Населенный пункт: Красноярский край, г. Железногорск
Девочка, девушка, женщина, жена, мать… Как гармонично пройти эти этапы жизни, взращивая на каждом из них целостный образ женской природы – терпеливой, скромной, приветливой, верной, умеющей уступать и подчиняться?
Именно на этих качествах, составляющих образ целомудренной женщины, и делался воспитательный акцент в традициях, обычаях и обрядах русского фольклора, составляющим элементом которого является безликая тряпичная кукла.
При существующем на сегодняшний день разнообразии инновационных и вариативных программ для дошкольников, все же следует отметить, что вопросы половой идентичности и самоидентичности решаются недостаточно полно. Недостаток внимания к ним со стороны педагогов и родителей приводит к искаженному представлению человека о себе, как принадлежащему к тому или иному полу. В результате- активная, целеустремленная, самодостаточная и независимая женщина, самостоятельно решающая свои проблемы и инфантильный мужчина. Это то, что психологи определяют как феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин.
В этой связи обращение к традициям и культуре русского народа представляется весьма актуальным и своевременным еще и потому, что дошедшие до нас формы фольклора ( песенные, игровые, обрядовые) как нельзя естественнее и органичнее могут решить вопросы половой идентификации и самоидентификации, так как они проверены временем, выверены до мельчайших подробностей не на одном поколении людей.
Как правило, первые тряпичные куклы делались безликими. Это было своего рода оберегающим элементом: наши прабабушки верили, что такая кукла не принесет вреда ребенку, в такую куклу не может вселиться зло, следовательно, она безопасна.
Говоря современным языком, безликая кукла помогает ребенку развивать внутреннюю активность: вот кукла плачет, смеется, сердится и даже кричит. Все это многообразие человеческих проявлений может отразиться на лице одной куклы. И главное-это подвластно самому ребенку: он силой своей фантазии, своей внутренней активностью воспроизводит все эти состояния. Излишне, наверное, говорить о том, что в готовой магазинной кукле такое разнообразие едва ли возможно. Немаловажным является еще и тот факт, что простейшую тряпичную такую куклу ребенок может изготовить самостоятельно. Следовательно, она будет для него более ценной и значимой.
Исходя из всей многозначности и непреходящей ценности такой куклы я в своей практике оказания ребенку психологической помощи стараюсь как можно более полно использовать возможности безликой тряпичной куклы.
Не секрет, что современный ребенок достаточно эгоистичен в своих желаниях. Этому, безусловно, способствует целый ряд особенностей сегодняшней семьи: это, как правило, один ребенок и зачастую сильное желание родителей дать ему все то, чем они сами по той или иной причине были обделены в детстве, и материальная обеспеченность и, как ни странно, ее недостаток.
В целом же можно говорить о том, что современный ребенок не готов и не желает делиться, что-то отдавать даже родным, близким людям. Иждивенческая позиция, закладываемая родителями ( возможно, кем-то даже неосознанно, по незнанию) прочно закладывается в сознании ребенка и остается с ним на долгие годы, если не на всю жизнь.
В культуре нашего народа этот аспект прорабатывался довольно просто: уже в 2 года малыш мастерил незатейливую куколку « Отдарок за подарок». Символично даже само название куклы – отдарить, отблагодарить. Так ребенок учился быть благодарным: за леденец, за пряничек « отдарить» родителя за заботу куколкой. Может ли сегодня современный ребенок похвастаться такой заботой о родителе? Едва ли.
Я же мастерю таких куколок со своими малышами довольно часто: не только, когда у мамы или папы день рождения или традиционный праздник. Пришел, например, ребенок сегодня в новом платье, или рубашке, принес новую игрушку – для меня это сигнал «ребенок получил подарок», надо научить его быть благодарным. И мы мастерим с ним « Отдарок за подарок».
Простая куколка, а сколько в ней «психологичности»: здесь и основы нравственного здоровья, и развитие мелкой моторики, цветовосприятия и речи.
С девочками постарше ( с 5 лет) начинали мастерить «игровую» куклу.
При кажущейся простоте эта кукла в культуре и традициях русского народа « учила девочку быть девочкой». Говоря языком психологии, эта кукла помогала девочке идентифицировать себя со своим полом, т.к. являлась прообразом женского пола: одежда, коса с вплетенными лентами, платочек, повязанный спереди или лента вокруг головы, а также обереговый пояс.
« Игровая» кукла ненавязчиво помогала решать довольно серьезные задачи воспитания, связанные с гендерной ориентацией девочки. С ее помощью девочка училась эмоционально воспринимать и принимать себя как объект женского пола и, что немаловажно, усваивать ( присваивать) нормы и правила поведения.
Изготовление « игровой» куклы я провожу в парах- мама и дочка. Считаю, что такой подход наиболее оправдан: учится и родитель, и ребенок. Причем, родитель воочию видит, как эмоционально реагирует ребенок на подачу материала ( мимика, высказывания), насколько адекватны и разнообразны его проявления, как они отражаются на качестве деятельности.
В первую очередь, ориентируюсь на тех детей, у которых наблюдаются проблемы в эмоционально- личностном плане и детско- родительских отношениях. Чтобы заинтересовать родителей устраиваю в группах выставки народных тряпичных кукол ( изготавливаю их сама), предлагаю родителям буклеты « Куколка из тряпочки», « Тряпичная кукла и психологическое здоровье ребенка». На день рождения « проблемной» девочке дарю такую куколку. Вношу в игровое пространство групп тряпичных кукол.
Такой подход позволяет недирективно настроить родителя на доброжелательное и конструктивное сотрудничество, следовательно, можно ожидать большей заинтересованности в решении имеющихся трудностей у ребенка.
При обучении технике изготовления « игровой» куклы особое внимание придаю тому, как правильно скручивать основу- скрутку, т.е. стараюсь не нарушать наработанный веками опыт народа: основа должны быть ровной и тугой. Наши прабабушки верили ( это тоже проверено их опытом и временем), что так закладывается стержень человека.
А дальше начинаю раскрывать и маме, и ребенку все духовно-нравственное многообразие и красоту женской природы. Непременным атрибутом «игровой» куклы была коса. Конечно, сейчас коса есть не у каждой девочки. Но в старину верили ( и это знание идет из глубокой древности), что именно в волосах женщины скрыта ее сила. Поэтому-то так тщательно и ухаживали за косой: подолгу расчесывали и обязательно заплетали, вплетая в косу разноцветные ленты - непременный атрибут девочки ( девушки). Впоследствии этот момент сложился в потешку:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят-
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,-
Маму, дочка, слушайся.
Заплетая косу кукле, обращаю внимание на то, как тщательно надо расправлять каждую ниточку- волосок, проводя по нему пальчиками сверху донизу, чтобы коса получилась ровной да гладкой. Выбирая цвет ленты для косы, акцентирую внимание ребенка вопросом: « Почему выбрала такой цвет? Чем он тебе нравится?». Обязательно обращаюсь к маме, какой цвет выбрала бы она и почему.
Дальше начинаем выбирать цвет сарафана. В традициях девичий сарафан ( и для куклы тоже) был более ярким и с более крупным рисунком, нежели у замужней женщины. Предлагаю на выбор ткани разных расцветок, делая акцент на традиционном подходе в выборе цвета. Здесь уже подключается работа над развитием цветовосприятия как ребенка, так и матери.
Особое внимание, как ребенка, так и мамы обращаю на бережное отношение к кукле. По традиции такую куклу нельзя бросать на пол или другое неподходящее место. После игры обязательно убирать куколку в специально приготовленное место. Для этой цели подойдет обычная коробка, обклеенная тканью с подходящим «народным» узором. Так девочка приучается к аккуратности и бережливости. Здесь, наверное, уместно провести аналогию с известным выражением « Поступай с другими так, как если бы хотел, чтобы они поступали с тобой». А если мы говорим о том, что кукла – это прообраз человека, то данное высказывание говорит само за себя.
Во время последующих встреч обязательно разыгрываем различные ситуации детско-родительских отношений, в которых ребенок как бы «закрыт» куклой ( психологам хорошо известен такой подход в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности). Также предлагаю маме «спрятаться» за куклой и выступать в роли ребенка.
Проводимая мною в течение ряда лет работа с народной тряпичной куклой показала, что у родителей и детей формируется выраженный интерес к изготовлению и дальнейшей как совместной, так и самостоятельной игре ребенка с такой куклой. Как отмечают сами мамы, девочки стали бережнее относиться не только к самодельной кукле, но и к игрушкам вообще, могут без излишнего напоминания родителей следить за порядком в своих игрушках; проявляют самостоятельность и инициативу в поддержании чистоты кукольной одежды и постельных принадлежностей. У некоторых девочек отмечается уже более устойчивый интерес к народной тряпичной кукле: они обращаются с вопросами ко мне или к маме (бабушке), в какие куколки они еще играли и как их можно сделать. Привлекаю особо заинтересованных мам ( вместе с ребенком) к организации совместных выставок безликой куклы в других группах.
Безусловно, возможности тряпичной куклы на этом далеко не исчерпаны. Огромный пласт народной культуры в лице безликой куклы еще предстоит изучать и использовать не на одном поколении.
Литература:
1.Аникин В.П. Теория фольклора. – М., 1996.
2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. –М., Воронеж, 1996.
3. Афанасьев А.Н. Древо жизни.- М., 1983.
4. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. – М., 1995.- Вып.2.
5.Зыкова М.Н. Фольклоротерапия /Учебное пособие.- Москва - Воронеж
2004.