Системная работа воспитателя по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в современных условиях

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Храмова Зинаида Федоровна

Организация: СП д/с«Чебурашка» ГБОУ СОШ с.Выселки

Населенный пункт: Самарская область, Ставропольский район, с. Выселки

Работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни должна вестись систематически, в тесном сотрудничестве с родителями, руководством ДОУ, специалистами (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, психолог, логопед). В итоге, у детей 6,5-7 лет, согласно основной общеобразовательной программе дошкольного образования СПДС «Чебурашка» ГБОУ СОШ с. Выселки, должно быть сформировано качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», т.е. сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, умение самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, элементарные правила здорового образа жизни. Кроме того, системная, планомерная работа по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни нацелена на решение задач, которые ставит перед педагогом образовательная область «Физическое развитие», а именно: дети должны усвоить основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользоваться только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви), иметь сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функций организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).

В работе педагога решению этих задач способствует предметно-развивающая среда, условия, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым: физкультурный уголок в групповой комнате с пособиями, которые стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой, спортивный зал, который оборудован всеми необходимыми спортивными снарядами и тренажерами, спортивная площадка на участке детского сада, музыкальный зал, в котором есть необходимое оборудование и материал для проведения релаксации, медицинский кабинет, в котором с помощью ростомера и весов отслеживаются изменения антропометрических данных детей.

Выполнение режима дня – средство формирования здорового образа жизни. Повтор режимных моментов, постоянство требований обеспечивают прочность знаний и навыков самообслуживания, способствуют развитию самостоятельности.

Для проведения режимных моментов необходимо создание благоприятных условий в помещении групповой комнаты, спальной: организовать сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей), поддерживать температуру воздуха в группе 20-22°С, в спальной комнате 18-20°С.

В ходе режимных моментов для укрепления здоровья и стимулирования двигательной активности педагогом используются физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные и спортивные игры; артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика; гимнастика после сна; упражнения с массажными мячами; хождение по ребристой доске и массажным коврикам; босохождение; прием воздушных и солнечных ванн в ходе прогулок; водные процедуры и игры с водой.

В процессе работы по формированию здорового образа жизни необходимо стараться закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы появилось понимание их значения и важности для здоровья, приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро. Дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, хорошо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком. Не все дети любят мыть руки, но в процессе работы появляется понимание того, что руки моют для того, чтобы они были чистыми, на них не было микробов, что грязные руки – это нечистоплотно, некрасиво, с такими детьми общаться и дружить не хочется, что мытье рук делает организм крепче, это закаливание – процедура, которая укрепляет здоровье. Многие дети плохо вытирают руки после мытья, оставляя их полувлажными. С такими детьми педагог проводит индивидуальную работу, объясняет, что лучше делать это старательно и тщательно, вытирать каждый пальчик, что это очень полезно, руки не замерзнут и пальчики будут рады массажу.

В работе по формированию навыков здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры, наглядный материал, чтение художественной литературы, фольклор. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.

При формировании культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, физических нагрузок. Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе непосредственной образовательной деятельности проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них необходимо обновлять 1-2 раза в месяц. Первые реакции детей на физкультминутки – улыбки и радость от того, что во время серьёзной работы вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями. Педагог рассказывает детям о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах – все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.

Для формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в работу педагога включен цикл занятий «Советы СтоОбеда», «Полезно – вредно», «О здоровье и его друзьях», «В королевстве зубной щетки»

Общим итогом работы является то, что у детей повышается общий уровень знаний по образовательной области «Физическое развитие». После того, как дети получают доступную для них информацию о бактериях и микробах, возможность рассмотреть грязную воду под микроскопом, они начинают ответственно подходить к мытью рук, подстриганию ногтей, уходу за кожей, волосами; у детей появляется понимание того, что такое правильное питание, полезные продукты, осмысленное отношение к окружающему миру с точки зрения влияния на здоровье воздуха, воды, растительности. Дети осознанно относятся к укреплению своего здоровья.

Список используемой литературы:

  1. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. Сертакова Н., Кулдашова Н. Издательство: Учитель Волгоград. 2016 г.
  2. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.

Сыпченко Е. А. Издательство: Детство-Пресс, 2013 г.

  1. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.

Издательство: Гном, 2017 г.

Опубликовано: 07.04.2018