Проектная деятельность в детском саду способствует речевому развитию детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Конференция: Современный детский сад

Автор: Заворохина Лариса Николаевна

Организация: МБДОУ д/с КВ «Журавушка»

Населенный пункт: Ханты-Мансийский автономный округ, Сургутский район, г. Лянтор

Обращение к проектной деятельности, как средству речевого развития дошкольников, объясняю негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Нам, педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Происходит деформация содержания детской субкультуры. Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все вместе- это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников:

На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых (развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения), познавательных задач.

На втором, проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество; развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы); развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагог

продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

В течение нескольких лет я применяю проектный метод в своей педагогической деятельности. Мною были проведены как монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области - «Здравствуй, Новогодняя сказка» (развитие речевого творчества детей); «Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении) и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы («Мой маленький мирок – детский сад «Сибирячок», «Зимний лес», «Спасибо доблестным солдатам, что отстояли мир когда-то», «Дружная семья матрешек», «Мой любимый город Лянтор»).

Остановлюсь на проекте «Спасибо доблестным солдатам, что отстояли мир когда-то», его целью было расширение представлений у младших дошкольников о Великой Отечественной войне, о военных профессиях: лётчика, моряка, танкиста, формирования у детей чувства уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого, коммуникативный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей.

В ходе проекта для активизации речевой активности использовались: стихи об армии, победе, героях, книги с иллюстрациями военных профессий, военной техники, аудиозаписи военных песен. Продуктами проекта стали: альбом рисунков, изготовленных совместно детьми и родителями: «Хотим, чтоб всюду на планете, войны совсем не знали дети», выставка рисунков, созданных в сотворчестве детей и родителей на тему: «День Победы – светлый праздник», тематический словарь существительных «Что мы знаем о военных профессиях и о военной технике?» в иллюстрациях, выполненный родителями и детьми совместно. Презентация проекта проходила в виде праздничного утренника. В ходе проекта дети пополнили свой словарный запас, выучили стихи, активно развивали предпосылки к публичным выступлениям.

В прошлом году я предложила провести индивидуальный проект ( с одним ребенком) «Мой любимый город Лянтор». Это информационно-познавательный проект, краткосрочный. Его цель — обогащение представлений о родном городе в процессе ознакомления с его достопримечательностями. В ходе проекта ребенок познакомился с культурой родного города, с людьми, чьи имена носят улицы, с памятниками нашего города, посетил музей этнографический. Это, в свою очередь, имеет определённую ценность, как условие для развития детской вопросительности и формирования умения выражать свою познавательную потребность в слове. Ребенок начал увлеченно задавать вопросы, рассуждать, анализировать, сравнивать, то есть развивается познавательный интерес, позволяющий упорядочивать, систематизировать, представления о событиях, о людях, предметах, их развитии в природе, культурно-историческом наследии малой родины.

Еще хотелось бы остановиться на одном из проектов, который назывался «Здравствуй, Новогодняя сказка». По своему типу это был творческий, исследовательский проект. Его цель - обогащение представлений детей младшего дошкольного возраста о разнообразии ёлочных игрушек и материалах, из которых они изготовлены. В ходе проекта шло развитие познавательных, творческих и презентационных способностей младших дошкольников, уточнялись представления детей об истории возникновения елочной игрушки, совершенствовались умения детей в рисовании, аппликации, формировались умения использовать для творчества различные материалы (манную крупу, вату, бросовый материал – пенопласт).

Параллельно шло развитие исследовательских умений детей: самостоятельный поиск информации, её обработка и использование в совместной со взрослыми

деятельности: поиск иллюстраций, создание новогодних елочных украшений, составление описательных рассказов по представленным фотографиям, изготовление еловой веточки, используя манную крупу и бросовый материал.

В рамках этого проекта открылись замечательные возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности не только детей, но и родителей посредством сопровождения детей в поисках необходимой информации в книгах, нахождении старинных новогодних игрушек. Критерием успешности проекта стало достижение всех задуманных результатов и речевых навыков: обогащение и активизация словаря детей за счет широкого охвата проблемы проекта, развитие связной речи (диалогической и инициативной форм речи), развитие планирующей функции речи, за счет индивидуальных и коллективных форм работы.

Проектная деятельность помогает систематически расширять знания детей, обогащать и активизировать словарный запас, публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими. При работе над проектом происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. В ходе проектной деятельности развивается речевая активность детей.

3. Список литературы

 

1. Боброва Ю.О. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности / Ю.О.Боброва, Н.И.Левшина // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. - С. 7-8. URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=5528

2. Минеева Ю.В Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников/ Ю.В.Минеева, З.Салихова, Н.И.Левшина//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.

 

Опубликовано: 30.04.2015