Игровая деятельность по ФГОС ДО
Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО
Автор: Ткаченко Анна Сергеевна
Организация: МБОУ Излучинская ОНШ
Населенный пункт: ХМАО, Нижневартовский район, пгт Излучинск
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (В. А. Сухомлинский)
Игра – ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.
Большая творческая задача для воспитателя - организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной. Игра способствует самореализации ребёнка в среде сверстников.
Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу:
- развиваться физически и интеллектуально;
- формировать положительные черты характера;
- учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
- быстро и легко усваивать новые знания.
ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать - узнавать - создавать.
То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.
Цели и задачи
Игра способствует развитию речи ребёнка.
Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем, связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть отношения с окружающими людьми, самоопределение и т. д).
Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС:
- развивает логическое, образное, критическое мышление;
- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
- расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
- заставляет проявлять инициативу;
- развивает различные психические функции, в том числе речь;
- способствует физическому развитию.
Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач, как:
- знакомство с нравственно-этическими понятиями (например, в контексте мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию);
- общефизическая подготовка;
- выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой активности;
- подбор игрового материала;
- правильная организация и проведение игр.
Принципы и формы игры
Дети должны чётко понимать правила игры.
Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:
- свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
- исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
- отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
- чёткое понимание ребятами правил игры;
- исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
- достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
- наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
- своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
- создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
- доступность предметно-игровой среды для всех участников.
По форме игры могут быть:
- индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
- групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои действия.
Физическое развитие малышей также реализуется через игру.
По ФГОС игры делятся на:
- досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т.д);
- подвижные (способствуют физическому развитию - физкультминутки, разминки и т.д.);
- театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности - постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т.д.);
- компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
- игры с правилами (учат малышей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все - лото, домино и т.д.);
- сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира – «Дочки-матери», «Козаки-Разбойники», «Снегурочка» и т.д.)
В заключении хочу сказать, что при всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость,