Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

Конференция: Современный детский сад

Автор: Лесникова Анна Владимировна

Организация: МБДОУ д/с №7

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Белореченск

Современному дошкольному образовательному учреждению в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.

В последнее время в практике дошкольных учреждений активно применяется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения. Это метод проектов. Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Что же это такое проект? В переводе с греческого проект – это путь исследования. В настоящее время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Виды проектной деятельности.

По составу участников:

Индивидуальный

Подгрупповой

Семейный

Групповой

По продолжительности:

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности:

Информационные

Исследовательские

Творческие

Ролево-игровые

Социаль-значимые

Информационные - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков).

Исследовательские - дети экспериментируют, после чего оформляют результаты в виде газет, альбомов, выставок,драматизации.

Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Ролево-игровые- это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Социаль-значимые проекты. Про­ек­ты направ­ле­ны на изме­не­ния или пре­одо­ле­ние соци­аль­ных реше­ний пред­ста­ви­те­лей вла­сти или част­ных лиц, кото­рые затруд­ня­ют жизнь или доступ к услу­гам опре­де­лен­ным участ­ни­кам сооб­ще­ства.

Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы:

1. Выбор цели проекта: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование.

3. Выполнение проекта – выполняется практическая часть проекта.

4. Подведение итогов – проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: « Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».

Для детей дошкольного возраста характерно стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия, они хотят все знать. Для удовлетворения любознательности одним детям достаточно интересного рассказа воспитателя в группе. Другой категории воспитанников объяснения мало, им тесны рамки организованных занятий. Этим детям необходимо до всего дойти самостоятельно (проверить на деле, пощупать руками, провести эксперимент, поставить опыт, заглянуть в справочник, энциклопедию). Задача педагога – выявить всех заинтересованных детей и привлечь их к участию в научно-исследовательской деятельности безо всякого принуждения

Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.

Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам.

Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Подобное умение необходимо воспитывать с детского возраста.

По инструкции педагога дошкольники выполняют различные задания и создают конкретные продукты.

Эти продукты можно предъявлять окружающим, однако они не являются выражением творческих замыслов ребенка, а представляют собой результат освоения программного содержания

В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению цели.

Этапы проектной деятельности

1 этап

«Выбор темы»

Задача педагога – выбор темы для глубокого изучения, составление плана деятельности. Один из введения в тему связан с моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? с детьми, педагогом, не только развитию ребёнка в познания интересов, оценке имеющихся и новых знаний в раскованной атмосфере, но развитию речи и речевого аппарата. Сбор информации и воспитательно-образовательной в проекта. Задача создать для познавательной деятельности детей.

2 этап

«Реализация проекта»

Задача воспитателя в условия для детских замыслов. Реализация происходит различные виды (творческую, экспериментальную, продуктивную). применения метода в данном заключается в том, что этап многостороннему развитию, как функций, так и ребёнка. активность на этапе проблемным обсуждением, помогает обнаруживать всё проблемы, операций и сопоставления, изложением педагога, опытов и экспериментов.

3 этап

«Презентация»

Важно, в основу был материальный продукт, ценность для детей. В ходе продукта творческий дошкольников, находят сведения, в ходе проекта. Задача воспитателя условия для того, дети возможность о своей работе, чувство за достижения, результаты своей деятельности. В своего перед сверстниками, ребёнок приобретает владения эмоциональной и невербальными средствами (жесты, и т.д.).

4 этап

«Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в деятельности изменяться по мере нарастания детской активности. педагога поэтапно по мере развития исследовательских и самостоятельной от обучающе-организующей на этапах к и к окончанию проекта.

Зачем же проекты?

Проекты:- помогают расширить самостоятельную деятельность детей;

- помогают осваивать окружающую действительность, изучать ее;

-способствуют развитию способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать

Вовлечение родителей в проект имеет большую ценность:

становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы себя «хорошими родителями», вносят свой в и все умения;

-у родителей формируется высокая достижений детей и за них;

-возможность закрепления знаний, в саду с занятий дома;

У педагогов появляется возможность понять, как мотивируют детей, увидеть, как мамы и папы своим решать задачи; использования знаний и родителей в занятий с детьми.

Что же ребёнок познаёт из совместного участия с родителями в проекте?

-участие родителей в с ребёнком доставляет особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

-расширяет социальный опыт ребёнка и дает модели для подражания. Благодаря участию в процессе у формируется чувство гордости, самооценка. Дети становятся раскрепощенными и самостоятельными, и уверенными в себе, общительными, внимательными и по отношению к и взрослым; к и сотрудничеству.

Решая различные познавательно- задачи с родителями и со сверстниками, дети перестают сомневаться, в правильности действий,при этом испытывают положительные эмоции, удивление, от успеха, стремление к поиску новых знаний,творческому опыту.

Метод проектов интересен и не только детям, но педагогам, т.к. он дает возможность получить новый. Именно проектная деятельность связывать процесс обучения и с реальными событиями из жизни ребёнка, а помогает заинтересовать его, в эту деятельность. Она объединить педагогов, детей, родителей, помогает научить работать в коллективе, сотрудничать, свою работу. ребёнок сможет себя, себя нужным, а значит, уверенность в силах.

Метод проектирования в работе с дошкольниками, я считаю одним из важных методов.

Благодаря проектам у детей формируются интерес к исследовательской деятельности, познавательной активности, творчеству, самостоятельности; умения планировать свою деятельность, в коллективе, что в будет способствовать обучению в школе.

Для педагогов преимуществом метода является:

- повышением качества процесса;

- развитием критического и мышления;

- способствует повышению компетентности у педагогов.

Самый важный результат – создание настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Опубликовано: 23.11.2019