Особенности использования народного фольклора в ДОУ

Конференция: Современный детский сад

Автор: Белоусова Надежда Валитовна

Организация: МАДОУ Детский сад № 2 «Светлячок»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Бирск

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую дея­тельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

Фольклор является величайшим достижением национальной куль­туры каждого народа. Он выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержательная часть, ценности фольклора могут рассматри­ваться как уникальные народные средства воспитания.

Фольклор как источник и средство народной педагогики прошел многовековую проверку на эффективность, гуманизм в воспитании подрастающего поколения. В нем учтены главные педагогические принципы: доступность, учет возрастных особенностей, движении в познании мира от легкого к более сложному, основные законы детской логики и восприятия, поэтому его педагогический потенциал неисчерпаем. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыс­лей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Фольклор дает возможность познакомить детей с богатым твор­ческим наследием народов, каждая фольклорная форма, будь то загадка, пословица, прибаутка, считалка, закличка, сказка или небылица - изумительный образец творчества, благодатный материал для подражания. Народные образцы развивают образную детскую речь, расширяют кругозор детей.

В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе развития общества возник­ли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, на­ходящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении мно­гих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произве­дений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора - создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тек­сту, притом нередко записанному много лет спустя.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная регио­нальная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неиз­менным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. По­этому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой при­чине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Передаваясь от поколения к поколению в устной, а позднее и в письменной форме, народная культура трансформировалась в тради­ции как условия сохранения и развития и как механизм ее передачи новым поколениям. Возникают трудовые, семейные, празднично-игровые традиции, традиции обучения и воспитания детей. Они, в свою очередь, рождают мифологию, которая легла в основу языческих верований, преданий, легенд, обрядов, обычаев.

Детский фольклор включает в себя такие жанровые разновидности, как детские народные песни, потешки, прибаутки, сказки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, жеребьевки, считалки, игры и т.д. Термин «детский фольклор» был введен в нашей стране учеными в начале XX века. Как пишет Г.М.Науменко, данным термином обозначали «произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми».

Одним из наиболее важных жанров, вызванных к жизни педагогическими надобностями народа, являются игры. В них эстетические, развивающие, обучающие функции стали универсальными средствами педагогического воздействия на детей в умственной работе, они совершенствуют речь, заставляют двигаться.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, сказкой, с загадками, скороговорками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Не случайно и сегодня представители старшего поколения - бабушки и дедушки - обладающие большим жизненным опытом, предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть!».

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще важно - в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели, стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями.

Еще один фольклорный жанр, который играет огромную роль в воспитании ребенка - это прозаический (сказки, легенды, мифы, предания, саги, байты, баллады былины и т.д.). Самым популярным и любимым в детской среде являются сказки. В них есть все необходимые, с педагогической точки зрения, компоненты: учет возрастных особенностей, ос-новных законов детской логики и восприятия, захватывающий сюжет. Сказки одни из первых в фольклоре стали объектом изучения таких видных деятелей культуры, ученых, педагогов, как В.П.Аникин, А.Н.Афанасьев, К.Насыри, В.Я.Пронин, Н.Исанбет.

Мир сказки, может показаться, не имеет ничего общего с действительностью: кентавры в мифах Древней Гре­ции - полулюди, полукони; Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга - в русских сказках; конь из эбенового дерева, злые джины и дивы - в сказках народов Востока. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем фантастический вы­мысел заключает в себя, как говорил М.В Ломоносов, «идею обыкновенную и натуральную», т.е. вымысел существует не сам по себе, а песет определенную идейную нагрузку: материализованные в гипер­болических образах добро и зло ведут в сказке постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни - это и есть правда сказки. Своим чудесным содержанием сказ­ка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает от­стаивать справедливость, добро, гуманизм. В ней предельно ярко вы­ражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы.

Сказки имеют специфический языковый стиль; для них характер­ны напевность, повторы различных словосочетаний («В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были...», «Рассказывают, о великий и счастливый царь, что был один купец среди купцов...»), что их приближает к стихотворной форме и в некоторых случаях дает воз­можность перевести сказку на песенный, стихотворный лад.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Сказки разных народов очень схожи между собой, и всё же у каждого - они осо­бенные. Например, у малых народов Севера сказка срослась с другими элементами на­родной культуры, образуя красивый сказочный обряд. Сказки, игры, праздники со­ставляют единое целое. Так, древние песенные произведения у хантов исполнялись в ритуальной обстановке, как бы в присутствии сверхъестественного существа. Испол­няя песню от первого лица, т.е. духа, сказитель уносил слушателей в волшебный мир, где причудливым образом переплетались быль и вымысел. Таким образом, ритуальная песня-сказание перерастала в народный праздник с нравоучениями, заговорами, закли­наниями.

Слушание и чтение народных сказок доставляет нам много счастливых минут, мы не устаём удивляться богатству народной выдумки, заложенной в них мудрости.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

Сказка несет  в себе  положительный  эмоциональный  заряд, который  при грамотной работе  педагога  может  быть  привнесен  в обучение.  Для этого, безусловно, необходимо  давать  дополнительные  задания детям,  которые, не нарушая общего замысла сказки,  повышают  ее обучающий  потенциал.

Героический эпос по своим форме и замыслу у всех народов очень близок к сказкам, но в отличие от последних в нем действуют реаль­ные люди. Например, князь Владимир - Красно Солнышко.

Главные герои эпоса - богатыри, защитники Отечества, борцы за правду. Это иде­ал человека, олицетворяющий мечты и чаяния народа. Так, один из самых любимых народом «добрых молодцев» Илья Муромец - «удаленький», «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, он храбр и смел, при этом благовоспитан («Вёл поклон по-учёному»). Илья Муромец - защитник, срубив голо­ву Соловью-разбойнику, он говорит:

Тебе полно-тко слезить отцов, матерей,

Тебе полно-тко вдовить жён молодых,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек.

Позднее появляется в русском эпосе и эпосе других народов богатырь, несущий славу Родине другими деяниями: торговлей, путешествиями-хождениями, открытием но­вых земель. Так, новгородский гость - купец Садко - отправился на край света, чтобы найти «город великий, город чудесный», он проехал много стран, где «не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном», и страну, где «о скалы грозные дробятся с рёвом волны». Но лучше, краше, милее родной земли не нашёл....

В башкирском народном творчестве встречаются два вида эпоса: первая группа характерна только для данного этноса - «Урал-батыр», «Акбузат», «Кусяк-бей», «Алдар и Зухра», а вторая группа - общая по сюжету и героям с другими тюркскими народами - «Алпамыша», «Кузыйкурпес и Маянхылу», «Бузегет». По содержанию можно выде­лить героический и социально-бытовой виды эпоса. Но поскольку эти произведения отражают многостороннюю деятельность главных геро­ев, то необходимо понимать, что такое деление является условным. Кроме того, они выступают и в качестве характеристики общественно­го положения народа. Главные герои все свои подвиги совершают во имя народа. Среди них есть и реальные исторические лица, которые оставили своими деяниями заметный след в истории края, в судьбе народа, его образе мышления, психологическом складе, верованиях.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества: она выражает чувства в чистом виде, движения души непритворные. Еще одно важное достоинство народной песни -ее всеобщность.

В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевают­ся трудовые и героические подвиги народа, красота природы, человече­ские добродетели, высмеиваются пороки. Поскольку песни легко адап­тируются к любому возрасту, в том числе детскому, к условиям жизни семьи, общины, они обладают ярко выраженными воспитательными возможностями: эстетическим воздействием музыки и слов, нравственным содержанием, воспитываю­щим коллективизм, душевную чуткость.

В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания.

В ней выступают в единстве многие стороны формирования личности, где труд занимает главенствующую позицию. В труде и благодаря нему укрепляется здоровье, развиваются эстетический вкус, лучшие черты характера, формируется коллективизм, обогащается ум.

Много песен создано и создается народом: пестушки и потешки для младшего возраста; колыбельные песни; заклички - детские песен­ные обращения к Солнцу, Луне, радуге, животным; прибаутки и небы­лицы. И у каждого народа даже в самой простенькой, например, колы­бельной песенке раскрываются его характер, быт и обычаи.

Молодежь пела хороводные, гадальные песни, частушки. Особое место в фольклоре занимали и занимают обрядовые песни, например свадебные, величания и причитания.

Большую группу народных песен составляют лирические, шуточ­ные, трудовые и плясовые.

Афоризмы, пословицы, поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Они глубо­ко уходят в историю своими корнями. Уже законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э. - Месопотамия) и еще более древние законы Урунимгина (2318-2312 гг. до н.э.) провозглашали лозунг: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот», а ведь это не что иное, как посло­вица-назидание.

В пословицах и поговорках отражаются быт, обычаи народа и да­же климатические условия, в которых он живет.

Пословицы и поговорки очень часто перекликаются со сказками, в которых их произносят сами герои.

Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детст­ва. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родите­лям, друзьям и т.д. Точность мысли и лаконичность изложения позво­ляют быстро усваивать их с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководство­вались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспи­тательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы ис­пользовать простейшие пословицы или поговорки, ребенок должен дос­таточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение.

Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произ­ведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Выдающиеся русские и советские педагоги К.Д. Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, A.M. Леушина неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания культуры речи детей и культурно-гигиенических навыков. Так, К.Д.Ушинский утверждал, что пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, помогают развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка.

Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина также считали, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, под­ражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Загадки, по­словицы, поговорки, писали они, образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.

Художественная сила пословиц и поговорок заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык малых фольклор­ных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, сравнения, гиперболу. В основе многих пословиц лежит метафора. Она служит средством достижения наибольшей экспрессии и живо­писности. Не менее богат и язык загадок. Широкий спектр изобрази­тельно-выразительных средств используется здесь для кодирования образов предметов и явлений

Разумеется, в воспитательной работе необходимо использовать только те пословицы и поговорки, терминология которых понятна со­временному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

Загадка - жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность Загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помо­гают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтиче­ский взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олице­творение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, мор­ковь - девицей с косой.

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к кото­рому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И переда­ем народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки.

Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его уклады­вают спать (колыбельная песня), когда купают (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тону­сом ребенка), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки и т.п.). Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи: чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, куль­турно-гигиенические навыки (потешки, направленные на формирова­ние культурно-гигиенических навыков даны в приложении).

Чтение потешек на занятии (до или после) сочетается с разговор­ной речью, обращениями. Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания. Потешка помогает ребенку «открыть» себя (вот он, оказывается, кто: Боренька!) делает его как бы соучастником действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его лич­ность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В подтексте звучит, что ребенок для взрослого - высшая ценность, не­сравнимая ни с какими богатствами мира.

Рассказыванию народных сказок отводится 2 -3 занятия в квартал, чтению -1-2 занятия в месяц. Занятия по ознакомлению детей с худо­жественной литературой требуют от педагога тщательной подготовки к ним. Предварительное знакомство педагога со сказкой (рассказом) предполагает всесторонний ее анализ. Условно можно выделить два направления анализа:

1. Содержательно-методический. Педагог должен определить, что ребенок сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы малыш понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и старался подражать им в добрых делах, чтобы он от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками;

2. Языковой. Этот вид анализа «предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых детьми обогатит их речь образцами языка художественной литературы, будет способствовать то­му, чтобы они (образцы) стали достоянием собственной речи ребенка.

Работа воспитателя с детьми, обеспечивающая полноценное вос­приятие и запоминание ребенком литературного произведения, пред­полагает несколько этапов: подготовка к занятию, начало занятия, основная часть - чтение произведения (рассказывание сказки), заключительная занятия. Зачины, повторы, песенки - непременные эле­менты большинства народных сказок - тоже целесообразно запомнить  с детьми заранее. Тогда и сказка воспринимается ими более живо, как  нечто уже знакомое.

Таким образом, мы видим, что фольклорные произведения имеют большое значение, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонаци­онно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использо­вать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характе­ристику.

Опубликовано: 17.05.2020