Развитие познавательной и физической активности у детей в процессе ознакомления с русскими народными играми

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Петрова Анна Николаевна

Организация: МБДОУ Детский сад с.Октябрьское

Населенный пункт: Томская область, с. Октябрьское

Народная игра — удивительно разнообразная

и богатая сфера деятельности детей.

Игры — уроки жизни, они учат ребёнка общению

с другими людьми. В них интегрируются не только

движение, слово, но и моторно-двигательный,

интонационный и вербальный коммуникативные

коды человека.

 

Этнопедагог Г.Н.Волков

 

В настоящее время я работаю с детьми второй младшей группы. Начиная с ясельной группы практикую народные подвижные игры в организованной образовательной деятельности. Когда дети впервые поступили в детский сад, они были малообщительные, малоподвижные, замкнутые, плохо вступали в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, что свойственно детям данного возраста в адаптационный период. Нужно было как-то облегчить детям привыкание к новой жизни среди незнакомых людей. Необходимо было каким — то образом расшевелить малышей, отвлечь от всего, что омрачает их пребывание в детском саду. И я в своей работе решила использовать комплексно-игровой метод, который сочетает в себе умственную активность с двигательной. Такой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным.

Свою работу я начала со знакомства с самыми простыми, малоподвижными играми. Это были в основном пальчиковые игры («Ладушки», «Коза рогатая», «Ай, туки-туки-туки...» и многие другие). Материалом таких игр служит в основном произведения народного творчества (потешки, прибаутки, стихотворения). В любой пальчиковой игре помимо тренировки кистей и пальцев рук происходит социализация ребёнка: он общается и со взрослыми и с детьми, развиваются речевые ценности.

Всем известно, как трудно маленьким детям сидеть на стульчиках и концентрировать своё внимание на чём-либо. Но стоило мне только начать игру «Ладушки», как у детей загорались глаза, и они испытывали огромное удовольствие от самых элементарных хлопков. Такие игры малой подвижности я в основном использую в ходе режимных моментов, а также как подготовку к непосредственно образовательной деятельности.

В непосредственной образовательной деятельности я использую народные подвижные игры уже большей подвижности. Например, при ознакомлении детей с медведем, мы рассматриваем иллюстрации с изображением медведя, игрушки в образе медведя, используем художественное слово. Но помимо всего прочего мы играем в народную игру «У медведя во бору». В ходе игры дети идут по лесу, собирают грибы, ягоды. Вдруг просыпается медведь и начинает догонять детей. В ходе игры дети узнают о том, что в лесу растут грибы и ягоды, а также о том, что медведь живёт в лесу и его нужно бояться, поэтому дети от него убегают.

Формируя у детей сенсорные эталоны, я также не обхожусь без подвижных народных игр. К примеру, в ходе игры «Надувайся пузырь» у детей формируются такие понятия, как «большой» (пузырь надулся), «маленький» (пузырь лопнул). В игре «Каравай» запоминаются такие понятия, как «широкий», «узкий», «низкий», «высокий».

В организованной деятельности с математическим содержанием, я играю с детьми в такие игры, как «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши», «Лиса в курятнике» и другие. У детей в ходе таких игр включается воображение и у них формируются элементарные понятия «один», «много».

Как в первой, так и во второй половине дня, а также на прогулках планирую игры-забавы. Дети с удовольствие играют в такие народные игры, чувствуя себя комфортно, уверенно. В игре ребёнок может расслабиться, максимально использовать свои возможности, получить удовольствие от игры. Такие игры развивают в детях не только двигательную активность, моторику, ловкость, быстроту реакций, ориентировку в пространстве, по и познавательно-речевую активность. А это в свою очередь влияет на развитие личности в целом.

В моей группе были дети, которым было трудно вступать в партнёрские взаимоотношения. Подвижные игры сблизили детей друг с другом и со мной в том числе.

Сейчас дети стали на год взрослее. Теперь мы играем в более сложные игры: »Лохматый пёс», «Колпачок», «Гуси-гуси», хороводные и многие другие игры, где дети могут брать на себя определённые роли.

Хочется сказать, что народные игры в моей педагогической деятельности стали неотъемлемой частью в планировании организованной деятельности с детьми.

Опубликовано: 06.06.2020