Значение сюжетной ритмической гимнастики для дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Автор: Рамазанова Венера Маратовна

Организация: МДОУ детский сад комбинированного вида №12 «Жемчужина»

Населенный пункт: Московская область, г. Подольск

Если посмотреть на походку балерины, танцовщицы или гимнастки, то можно увидеть, что спина прямая, красивая линия шеи, выворотный шаг от бедра, движениями рук - грациозны и красивы. Специально они не занимаются отработкой техники последовательной ходьбы. Пользоваться этим в жизни не обучают. Но двигательный опыт, полученный в ходе многолетних занятий хореографией, танцем, гимнастикой, переносится во все сферы жизни. Что бы они ни делали, движения их красивы, гибки, пластичны, точны. На сцене или спортивном помосте они держатся легко, непринужденно, раскрепощено, кажется, что и не затрачивают при этом особых сил и энергии. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без лишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти – вот неполная характеристика красивого движения. В концепции физического воспитания такой развитой страны, как Германия, на начальном этапе обучения одной из первых стоит задача – формировать у детей необходимые жесты и разнообразные движения [19;11]. Для детей дошкольного возраста предлагаются различные методики занятий ритмической гимнастикой. Этот вид отражает современные идеи гуманизации педагогического процесса и личностно-ориентированной педагогики, что позволяет через игровую деятельность в сочетании с музыкой и разнообразными движениями всесторонне решать задачи воспитания детей дошкольного возраста, минуя муштру и принуждение; помогает развитию их физиологических способностей и психических

возможностей в полной мере, используя природный потенциал каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Эти потребности отражены в авторской программе Н.А. Фоминой «В музыкальном ритме сказок», основу которой составляют сюжетно-ролевые музыкально-ритмические игры по сюжетам сказок народов мира.[19;12]

Программа включает в себя мини-программы. Это завершенные серии сюжетно-ролевых музыкально-ритмических занятий по отдельным сказкам (например, мини-программа «Летучий корабль» или мини-программа «Снежная королева» и т.п.).

Занятия сюжетно-ритмической гимнастикой направлены на формирования у детей:

> базы разнообразных движений;

> двигательной культуры;

> жизненно необходимых жестов;

> умения создавать двигательные образы;

> выразительности движений;

> двигательного воображения, фантазии.

Игровая деятельность, максимально используемая на занятиях ритмической гимнастикой, повышая интерес детей к физическим упражнениям, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности. Параллельное изучение на занятиях литературных произведений, а именно, сказок народов мира, повышает кругозор детей. Музыкальное оформление занятий создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей занимающихся. Использование элементов конструирования положительно влияет на развитие логического мышления и дает

возможность изучать и закреплять определенные разделы элементарной математики (обучение счету, знакомство с геометрическими фигурами и т.д.).

Целью использования сюжетной ритмической гимнастики является формирование физической культуры личности через всестороннее гармоническое развитие ребенка. Основу ее составляет триединство воздействия на организм и личность взаимосвязанных компонентов – Движения, Музыки, Сюжета сказки. В результате этого синтеза создается система, обладающая новыми качествами и усиливающая влияние на развитие ребенка. Использование сюжетной ритмической гимнастики обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

> укреплять здоровье и повышать работоспособность детей-дошкольников;

> повышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;

> обучать и совершенствовать основные виды движений;

> создавать разностороннюю базу движений и жестов;

> эффективно развивать двигательные способности (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);

> создавать благоприятные условия для развития умственных способностей детей через сюжетно-ролевую направленность уроков;

> раскрывать творческий потенциал ребенка;

> способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребенка;

> формировать выразительность движений;

> развивать двигательное воображение и творческую фантазию;

> способствовать формированию правильной осанки;

> развивать музыкальный слух и чувство ритма ребенка;

> содействовать приобретению музыкальных знаний.

Культура движений во многом связана с развитием у дошкольников физических качеств. Ведь без развития силы мышц спины и брюшного пресса ребенок не сможет удерживать правильную красивую осанку долгое время. Плохая координация не позволит ему согласованно выполнить движения руками и ногами одновременно. Недостаточная гибкость снизит впечатление от выполненной позы (равновесие «ласточка»). Излишняя медлительность проявится в плохом сочетании упражнений с музыкой. Быстрая утомляемость, как результат низкой выносливости не даст до конца контролировать сои действия. Можно приводить еще множество примеров взаимосвязи физической подготовленности и двигательной культуры. Но это не значит, что, развивая физические качества, обязательно формируется у детей культуру движений. Существуют специальные методики постановки правильных красивых движений. Это хореографический тренинг, различные танцы и, конечно, ритмическая гимнастика во всех ее видах. Хорошо известно, что занятия ритмической гимнастикой носят комплексный характер, то есть включает в себя упражнения на различные группы мышц, выполняемые в разных режимах. Это и является основанием для развития двигательных способностей или физических качеств детей. Проблема их формирования волнует дошкольных педагогов давно. Ведь физическая подготовленность ребенка является показателем его общего развития и готовности к обучению в школе. А она в свою очередь обусловлена уровнем развития его физических качеств. Как без излишнего напряжения. Без муштры и нудной монотонной работы содействовать оптимальному развитию у детей силы, гибкости, быстроты, выносливости, ловкости. Помогает сюжетно-ритмическая гимнастика. Она создает предпосылки для эффективного развития физических качеств. Каким образом? Этому во

многом помогает высокий эмоциональный настрой. Основная интрига сюжета позволяет этот настрой сохранить на протяжении всего занятия. А, как известно, положительный эмоциональный фон помогает ребенку освоить любой изучаемый материал. Отодвигается фраза утомления, поддерживается на высоком уровне работоспособность организма. Этот фактор обусловливает высокий эффект занятий. Кроме того, специально подобранные в комплексы, разнонаправленные упражнения способствуют гармоничному развитию всех групп мышц. Воздействие их чередуется на протяжении занятия, не вызывая излишнего напряжения и перенапряжения. Успех в совершенствовании физической подготовленности возможен при комплексном развитии всех основных физических качеств. Выносливость среди них занимает особое место в формировании работоспособности организма ребенка. Сюжетная ритмическая гимнастика является универсальным средством профилактики умственного, физического, сенсорного и эмоционального утомления, средством развития выносливости. Это качество совершенствуется непосредственно в ходе выполнения комплексов упражнений. Поэтому при их создании следует учитывать ряд факторов. Первый среди них – возраст и подготовленность детей. В этом ряду стоят и такие факторы, как интенсивность выполнения упражнений; продолжительность комплекса; продолжительность каждого упражнения; число повторений; характер перехода от одного упражнения к другому и от одной части комплекса к другой.

Особое влияние на координационные способности детей зани-мающихся ритмической гимнастикой, оказывают специфические восприятия. Основными из них являются: чувство ритма, темпа, времени, пространства, развиваемых усилий, характера опоры, содержания и силы звучания музыки. Именно эти факторы лежат в основе умения управлять своими движениями. Практически большинство упражнений ритмической гимнастики развивают

ловкость, координационные способности. Но среди них можно выделить три группы упражнений целенаправленного воздействия: это упражнения на расслабление отдельных групп мышц; специальные координационные упражнения с нестандартными принятиями позиций рук и ног; и третья группа - упражнения, содержащие импровизацию и творческое комбинирование движений. Важным для развития ловкости является умение удерживать равновесие, которое зависит от уровня координации работы различных мышц. Качество гибкости отражает суммарную подвижность во всех суставах тела. Упражнения на гибкость включают всевозможные вращения, наклоны, повороты, то есть те упражнения, которые увеличивают активную и пассивную подвижность в суставах. До-школьный возраст является наиболее благоприятным для развития гибкости, поскольку мышцы и связки более эластичны, чем в последующие годы. Упражнения на гибкость используются в основной и заключительной частях занятий. Эффективнее развитие гибкости идет в сочетании с силовыми упражнениями. Достаточный уровень силовой подготовленности стимулирует дееспособность тканей, систем и организма в целом, способствует проявлению других физических качеств, совершенствованию координации движений. Недостаточный уровень развития силы не обес-печивает должное развитие опорно-двигательного аппарата детей. У человека насчитывается более 600 мышц, и, конечно, невозможно уделять внимание развитию каждой из них.

Качество быстроты характеризует способность человека за минимальный отрезок времени выполнить какое-либо действие. Многообразие жизненных ситуаций, в которых необходимо быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и оперативно выполнять соответствующие движения, требует высокого развития этого качества. Для развития быстроты в комплексах ритмической гимнастики используются

упражнения, выполняемые в максимальном темпе, не требующие проявления больших усилий и высокой амплитуды. Эти упражнения выполняются на «пике нагрузки» в околопредельном или предельном темпе. Наиболее важны быстрые движения руками и ногами. Но надо не забывать, что качество начинает интенсивно развиваться в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5-6 лет. До этого возраста акцент на развитие быстроты делать нецелесообразно.

Для контроля за развитием физических качеств детей осуществляется периодическая их оценка показателям специальных тестов-заданий. Проводить диагностику следует в сентябре и мае каждого учебного года.

Физическая культура – действенный фактор не только телесного развития ребенка, но и формирования его психических способностей. Познавательные процессы – память, внимание, мышление являются основной, «краеугольным камнем» интеллектуальной деятельности человека. Поэтому в системе занятий сюжетно-ролевыми музыкально-ритмическими играми большое внимание уделяется воспитанию этих способностей.

Память - уникальное явление природы. Без нее немыслима ни двигательная, ни умственная деятельность. Во время занятий ритмической гимнастикой детям приходится запоминать много последовательно связанных отдельных упражнений и их серий и связок. Кроме этого, необходимо точно согласовывать их с музыкой, а значит, запоминать музыкальный материал, все его нюансы и переходы. При этом надо еще сосредотачивать внимание на действиях педагога, его командах и указаниях. Так от занятия к занятию совершенствуются внимание и память ребенка.

Дети повторяют движения осознанно, а не механически, что является главным условием запоминания упражнений. Музыка и сюжет помогают в

этом процессе. Поэтому запоминание происходит более легко и естественно, чем на обычных физкультурных занятиях. Самой стойкой памятью является моторная или двигательная. Сформированный когда-то двигательный навык не забудется никогда. Вспомним умение кататься на велосипеде, коньках или плавать. Педагогические наблюдения показали, что дети 6 лет в состоянии запоминать большие комплексы упражнений и выполнять их без участия педагога. Комплексы мини-программ для старших дошкольников включают в себя до 100 различных упражнений и жестов. Но это не мешает детям осваивать их быстро и легко. Без хорошо развитой моторной памяти у ребенка не может быть ни хорошей устойчивости, ни легкости, ни мягкости, ни естественности и свободы движений. Все виды памяти тесно взаимосвязаны, а возможности сюжетно-ролевой ритмической гимнастики безграничны в плане влияния на их развитие. Параллельно идет формирование зрительной, слуховой и моторной памяти.

Педагог должен помнить, что нельзя, не усвоив предыдущего ма-териала, усвоить последующий. Закрепление и сохранение в памяти основных упражнений комплекса - обязательное условие обучения. Усложняя в процессе многократного повторения главное, основное упражнение различными деталями и дополнительными движениями, педагог каждый раз создает новые, незнакомые комбинации, которые помогают детям прочно запомнить и усвоить общие основы изучаемого материала. Постепенно простейшие соединения обрастают рядом новых элементов, становятся все более сложными упражнениями.

Ничем не заменимая часть содержания занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастики - развитие общей музыкальной памяти детей. Музыкальное воспитание приносит много пользы: повышает музыкальную культуру детей; и постепенно должно проявиться в единстве

с двигательным мастерством, составить с ним единый художественный образ. В процессе совершенствования материала многообразие форм и вдохновенное «чувство движения» утверждаются в памяти ребенка в единстве с музыкальным произведением. И дело вовсе не в количестве запомнившихся ритмов и мелодий, а в том, какая эта музыка и как будет воспитан на ней ребенок. Поэтому качество музыки, подбираемой для занятий, имеет существенное значение. Плохая музыка, не соответствующая характеру упражнения, запоминается плохо, не вызывает у детей интереса к работе, побуждает к формальному исполнению; хорошая музыка соответст-вует заданию, вызывает высокий эмоциональный настрой, творческую активность и прочно запоминается с необычайной легкостью.

Внимание ребенка на сюжетно-ролевых музыкально-ритмических занятиях приковано к содержанию сюжета, музыке и действиям педагога. Если считать, что внимание - это сосредоточение, остановка на чем-либо, то ребенку приходится одновременно с этой остановкой совершать моторные действия, двигаться. Эта сложная психологическая нагрузка преодолевается детьми легко благодаря их высокому вполне естественному интересу к движениям под музыку, связанным сюжетом сказки. А это и составляет суть нашей системы занятий. У младших дошкольников преобладает непроиз-вольное внимание. Они сосредоточивают свое внимание только на том, что им интересно и необычно, и быстро утомляются от монотонной рутинной работы. Поддержать долгое время их внимание на высоком уровне не удается, поэтому занятия для малышей длятся на первых порах 10-15 минут и характеризуются частым переключением с одного вида упражнений на другой. Но что может быть интереснее для маленьких, чем танцы под музыку?! Любой родитель замечал, как дети даже раннего возраста активно реагируют на музыку. Еще не умея ходить, они пытаются танцевать в кроватке. А уж наши малыши-дошкольники с большой радостью занимаются

ритмической гимнастикой. В ходе регулярных занятий воспитатели за-мечают, как растет интерес и внимание детей к действиям педагога, как они учатся слушать музыку и ждут продолжения сказки, вдумчиво выполняют упражнения, отражая образ «Антошки» или «Серого Волка». Постепенно к 5-6 годам у ребенка формируется произвольное внимание, отражающее его сознательное отношение к своим действиям. На физкультурных занятиях у педагогов практически не бывает проблем с организацией детей, с под-держанием дисциплины во время «путешествий по сказкам». Растет произвольность поведения детей. Старшие дошколята могут уже выступать в роли инструктора, руководить группой товарищей, помогать им в освоении сложных движений. Такие педагогические приемы, как самостоятельное ведение занятий детьми, используются нами на практике. Это развивает у ребят сознательность, творческую активность, дисциплинированность, дружеские чувства.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Именно на использовании этого естественного возрастного фактора и построена система занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой. Создание мыслительного образа и воплощение его с помощью выразительных движений, характерных для того или другого сказочного героя, формирует у детей способность к творческому мышлению. На занятиях педагог дает детям образные задания: «догоняем сыщика», «перепрыгиваем ров», «бросаем снежки», «проникаем в замок через потайной лаз», «убегаем от преследования», «играем на гармошке» и т. д. Это помогает наполнить смыслом выполняемые упражнения, а значит, быстрее овладеть ими.

Воображение сродни мышлению. И такому его высшему проявлению, как творческое мышление. Приобретенный на музыкально-двигательных

занятиях опыт дети учатся воплощать в образы персонажей сюжетных занятий, а впоследствии - создавать новые двигательные связки и композиции. Творческие задания даются педагогом в виде придумывания новых упражнений и жестов, например: изобразить трусливого зайчишку, смелого петуха, грустного «голубого щенка», страшного «серого волка» и т. д. Для этой же цели используются и пластические этюды: «осенний листопад», «умирающий лебедь», «дождь» и т. п.

Таким образом, сюжетная ритмическая гимнастика способствует всестороннему развитию дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева Л.М. Спортивные праздники, физкультурные досуги в ДОУ – Ростов н/Д: Феникс, 2005 -224 с.

2. Алиева Т.П. Ребенок в мире образа // - Дошкольное воспитание – 1996 - № 2 – С. 20-24

3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.- М.:, 1993 - 63 с

4. Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников. С-П., 1994 – 102 с.

5. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М.: 2000 - 96 с.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995. – 288 с.

7. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: 1995 – 128 с.

8. Иванова О.А., Шарабарова И.Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой М.: Советский спорт, 1988 – 64 с.

Опубликовано: 30.08.2015