Социализация дошкольников посредством экологического воспитания в совместной деятельности педагогов и родителей

Конференция: Современный детский сад

Автор: Тыщенко Елена Александровна

Организация: ДОУ «Незабудка»

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри

Знакомясь с Федеральным Государственным образовательным стандартом трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально - личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию[1]

Самая близкая, значимая для ребёнка среда - это семья! В ней он, прежде всего, подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений, поведения в обществе, и переносит его в свои отношения вне семьи. Формирование эмоциональных связей, между детьми и взрослыми происходит в совместной деятельности, в которой возникают взаимоотношения сотрудничества.

Именно поэтому нас заинтересовало в экологическом воспитании дошкольников направление налаживания взаимодействия с родителями.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску и социализированность.

Цель нашей работы: воспитание у детей элементов экологического сознания. Ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи.

Задачи:

●Вовлечь родителей в совместную с детским садом экологически ориентированную деятельность.

● Создать условия в дошкольном учреждении для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользовании.

●. Вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды на территории детского сада, поселка.

● Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей, используя разные формы и методы.

Свою работу осуществили поэтапно. Целью первого этапа стало внедрение программы экологического образования дошкольников и создание условий для ее реализации. Работа была направлена на анализ образовательной ситуации в детском саду, диагностику готовности родителей к экологическому воспитанию дошкольников, создание эколого-развивающей среды в группах и на участке детского сада. Реализацию поставленных задач начали с построения предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией образовательного процесса – игровой, двигательной, художественной, экспериментально-практической, познавательной деятельной деятельности детей.

На втором этапе работа была направлена на повышение компетентности родителей. Ведь главной фигурой воспитания детей является родитель,

На третьем этапе началось эколого-педагогическое просвещение родителей воспитанников. Такая система взаимодействия с семьей включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Повышению экологической культуры родителей способствовало их непосредственное участие в различных мероприятиях экологической направленности.

Для эффективности решения поставленных задач мы в практике работы с родителями стараемся использовать разнообразные формы и методы.

● Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

● Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

● Создание семейных архивов «Отдыхаем, не вредя!»

(семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).

● Консультации «Мусор-проблема №1». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем поселке. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы поселку.

● «Клуб выходного дня» - совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу.

● Участие в тематических выставках поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно с детьми «Осенние, зимние, весенние, летние фантазии», «Вторая жизнь отходам», «Чудеса в лукошке», «Сказочные овощи»;

●Участие в экологических акциях: «Покормите - птиц зимой», «Елочка - живая иголочка», «Чистый дворик – чистый воздух». А также разрабатываем и распространяем памятки для родителей «Правила поведения в лесу», «Правила поведения на водоемах»

●Участие в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности «Человек природе друг», «День земли», «Всемирный день воды»;

● совместному озеленению территории детского сада

●«Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.

● Участие родителей в проектной деятельности (мини – проекты «Они остались зимовать», «Елочка – зеленая иголочка», «Березкины слезы»)

●Участие в эколого-оздоровительных походах с целью общения детей с природой.

Проведение экскурсии в парковую зону - небольшую озеленённую территорию, не подверженную никакому воздействию, не имеющую построек и посадок. В нашем уголке нетронутой природы сложился естественный биоценоз – стали произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия для роста. Совместно с родителями был составлен план экскурсий, благодаря которым дети с интересом знакомились с дикорастущими растениями.

Путешествие по экологическим тропинкам помогают реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребенка через общение с природой. Во время прогулок дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается речь и память. А самое главное – учатся находиться в социуме.

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

При организации взаимодействия с семьей по экологическому воспитанию учитывали педагогические принципы: возрастные особенности детей; доступность для понимания, как детям, так и взрослым; наглядность; сезонность; Работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье. При взаимодействии родителей и педагогов ребенок быстрее входит в мир взрослых как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей, а это значит открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития. С.Н. Николаева считает, что «экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основные идеи и понятия экологии» [2]. В соответствии с принципом единства познания, переживания и действия для достижения желаемого результата важно, чтобы посредством педагогического участия природа стала одухотворенным ресурсом личностного развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, волевого, мотивационного, деятельностно-практического).

Социокультурный компонент в содержании экологического образования детей необходим [2], так как человек выступает как часть природы, без которой он не может существовать, а отношение человека к природе – кульминационный элемент содержания экологического образования детей.

Источники.

1.www.resobr.ru ›

2.www.rae.ru

Литература:

1. Альманах экологического образования и просвещения. Т. I. [Текст]: сборник материалов Межрегионального круглого стола «Экологическое образование – на пути к инновациям» под общей редакцией Г.Б. Барышниковой. – Ярославль: Изд-во , 2011. – 120 с.

2. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2005. – 336 с.

Опубликовано: 03.09.2015