Сказки как средство социального развитие детей

Конференция: Современный детский сад

Автор: Савинова Татьяна Николаевна

Организация: МБ ДОУ №22

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений"

В. А. Сухомлинский

 

Современным дошкольникам проявляет интерес к окружающей его природе, предметам, дети хотят узнать многое о человеке. Они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Отмечается, что дети стали более раскованными, раскрепощёнными, у них появляется чувство свободы и независимости. Вместе с тем дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Социальное развитие - одно из направлений современного дошкольного образования, среди задач которой обучение детей нравственности, воспитание у них культуры поведения, культуры общения - речевого этикета. Это процесс усвоения и дальнейшего развития ребёнком социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Сказка, может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Именно в сказках сосредоточены многовековые знания человечества о нравственных ценностей, традициях, о культуры своего народы и окружающего общества.

В рамках работы над темой в группе была организована проектная деятельность, участниками которой стали воспитатели, воспитанники группы и их родители. Решались проблемы, связанные с трудностью усвоения детьми нравственных норм, недостаточностью развития культуры поведения и речи, отсутствия у детей бережного и осмысленного отношения к тому, что их окружает. Обозначив цель- создание условия для социального развития детей, в список задач вошли следующие пункты:

* познакомить детей с русскими народными сказками.

* формировать представление о нравственных качествах.

* способствовать развитию коммуникативных способностей у детей.

* воспитывать культуру поведения и общения с взрослыми и сверстниками.

* вовлечь родителей в активную познавательную деятельность.

Работа по проекту строилась в три этапа.

На подготовительном этапе была выявлена необходимость познакомить детей с нравственными понятиями. Дети затруднялись в определении качеств: храбрость и честность, трусость и смелость, трудолюбие, скромность, уважение, жадность. Это определило список

художественной литературы. Для изучения были выбраны русские народные сказки, рекомендованные основной образовательной программой. Составлен тематический план, поведена диагностическая работа на начало проекта, организовано анкетирования родителей.

Из ответов родителей на вопросы анкеты следовало, что дети предпочитают экранизированные сказки, то есть просмотр мультфильмов. Проявляют интерес к сказкам лишь при рассматривании иллюстраций книг. Среди нравственных понятий, которым учит сказка, родители называют честность и доброту, сочувствие, решительность, справедливость, смелость. Рекомендованные программой к прочтению сказки выборочно присутствуют в библиотеке дошкольников.

Для исследования нравственной сферы воспитанников использовалась методика «Сюжетные картинки» А.Ю. Капской и Т.Л. Мирончик. Также рассматривались данные мониторинга по направлению социально-личностного развития детей, предусмотренного основной образовательной программой (образовательные области «Труд», «Безопасность», «Социализация»).

Основной этап состоял из совместной деятельности педагога и родителей с детьми. В режимных моментах велись беседы на темы «Честность», «Будь вежливым», «Трудолюбие», «О доброте и жадности», «Храбрость». Целью бесед было помочь детям разобраться в нравственных ценностях, понять, что поступки являются основой развития человеческого общества и жизни человека. На занятиях чтения художественной литературы дети познакомились со сказками: «Заяц – хвастун» (в обработке О. Капицы), «Крылатый, мохнатый да масляный» (в обработке И. Карнауховой), «Рифмы» (в пересказе Б. В. Шергина), «Финист-Ясный сокол» (в обработке А. Платонова), «Сивка-Бурка» (в обработке М. Булатова), «Царевна-Лягушка» (в обработке М. Булатова), «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), «Лиса и кувшин» (в обработке О. Капицы). Для запоминания сюжета сказок использовался метод мнемосхем. Выполняемые работы по лепке («Сивка-Бурка», «Кувшин»), по аппликации (коллективная работа «Масляный») способствовали воспитанию трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого и своего труда.

Совместна работа детей и родителей заключалась в подбор пословиц и поговорок нравственные темы, составление рассказов, рисование мнемотаблиц по сказкам, в изготовлении поделок.

Итоговый этап заключался в проведении диагностической работы на конец проекта, создании презентации проекта «Сказочный калейдоскоп».

Освоение детьми нравственных норм, повышение культуры поведения, улучшение коммуникативных способностей детей - это длительный процесс, требующий значительных усилий, как со стороны педагогов, так и родителей.

Литература:

1. Методика «Сюжетные картинки» /Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб, 2002

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012

3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009

4. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Опубликовано: 12.09.2015