Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста
Конференция: Современный детский сад
Автор: Шарафутдинова Лейсан Ильдусовна
Организация: МАДОУ №35 «Соловушка»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны
Дошкольник-начало формирования его личности,его ценностной ориентации. Именно сейчас закладывается его отношение к природе.И поэтому очень важно в раннем детстве сформировать у ребенка ответственное отношение к природе.
Главной целью экологического воспитания является-формирование начал экологической культуры, то есть бережного отношения ребенка к природе,себе и окружающим.
В ДОУ г. Набережные Челны большое значение уделяется организации экологического воспитания. Современные методические пособия в большинстве своем рассчитаны на старших дошкольников. Однако актуально выявлять опыт экологического воспитания в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Руководствуясь методическими советами мы стремимся насколько это возможно, приблизить ребенка к миру природы,вызывать и поддерживать эмоционально-положительный отклик, пробудить у него интерес.
Большое значение в экологическом воспитании личности занимают экскурсии, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы. Ни самый яркий рассказ, ни картинки не могут в этом возрасте заменить непосредственного общения с природой. Большое значение мы уделяем обогащению зрительного опыта. Благодаря последовательному изучению разных сторон познаваемого объекта или явления и использованию основных анализаторов ребенок видит объект, может его слышать, почувствовать его запах, каков он на ощупь. У малыша формируется устойчивый познавательный интерес к окружающему.
Немаловажная роль в экологическом воспитании принадлежит и сказкам. Экологические сказки интересны, прежде всего новизной сюжета. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека. Особое место занимают сказки, придуманные самими детьми.
Учитывая потребность детей в новых впечатлениях, неудержимую тягу ко всему неизведанному, неподдельное удивление и восторг по поводу новых открытий в хорошо знакомых объектах живой и неживой природы, мы
стремимся поддерживать инициативы каждого ребенка, развивать его любознательность. Для этого мы использовали дидактические игры с элементами экспериментирования, цель которых- развивать познавательную активность, умение сравнивать и делать простые выводы.
Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно будет тесно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.
Список литературы:
1. Белая К.Ю. Первые шаги. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2002 г.
2.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009
4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2005. – 336 с.