Роль сказки в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Конференция: Современный детский сад
Автор: Шорохова Юлия Рафаэльевна
Организация: МБДОУ № 46
Населенный пункт: Красноярский край, г . Канск
Сказка играет большую роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Она увлекает и доступно объясняет окружающую жизнь людей и их поступки. Это уникальная возможность пережить жизненные ситуации ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми. Через сказку ребенок развивает свои интеллектуальные, творческие способности.
Познавательное развитие – одна из образовательных областей, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Когда речь идет о формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, то имеется в виду, что эту область нужно связать с окружающей жизнью, чтобы детям было понятно. А для ребенка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математика находится на самой поверхности («Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Двенадцать месяцев» и т.д.). В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения в повседневной окружающей жизни, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения познавательной задачи. В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. И сказка представляет собой особый род реальности, способной конструировать жизненные смыслы на эмоциональном и ценностном уровне.
При организации образовательной деятельности я основываюсь на включении сюжетов разных сказок в занятия по формированию элементарных математических представлений. Такая организация непосредственно образовательной деятельности способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательного процесса. Происходит отход от застывших школьно-урочных форм обучения, а поиск разнообразных методов и приемов организации образовательного процесса способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики. На занятиях я использую такие методы активного обучения, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.
Организуя образовательную деятельность в области «Познавательное развитие», я разработала цикл занятий «Сказочная математика». Так например, конспект непосредственно образовательной деятельности из цикла занятий основан на мультфильме «Маша и медведь».
Тема непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Спасем Машу».
Образовательная область: познавательное развитие (интеграция ОО: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)
Задачи: образовательные:
- продолжать учить решать простые арифметические задачи;
- упражнять в счёте в пределах 10;
- закреплять знания детей о геометрических фигурах;
- закреплять умение ориентироваться на местности;
- применять имеющиеся знания в игровой ситуации;
- упражнять в умении анализировать, делать выводы.
Развивающие:
- развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;
- развивать речь, умение аргументировать свои высказывания;
- развивать логическое мышление;
- развивать инициативу, организаторские способности.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение принимать учебную задачу;
- воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа: решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия с математическим содержанием. Оборудование: магнитная доска, наборы цифр от 1 до 10, наборы заданий (по количеству детей), карандаши, набор геометрических фигур, классики, канат, схемы «танграм», обручи, диск с записью песни из мультфильма «Маша и медведь», «волшебные сундучки» с заданиями, план-схема, шляпа.
В ходе занятия обыгрывается проблемная ситуация: Маша одела шапку-невидимку, а чтобы ей снова стать видимой, нужно произнести слова, которые она забыла. Детям предлагается помочь найти эти слова и произнести их вслух. Для поиска предлагается карта, на которой указаны тайники, в которых спрятаны слова. В этом случае ребенку предлагается показать свои умения ориентироваться, дойти до тайника определенным образом. Организуется «открытое» обсуждение разных вариантов пути, в результате которого, из множества способов дети выбирают «правильный» и выполняют задание.
Таким образом, в одном занятии была охвачена большая область знаний: ориентирование, знание геометрических фигур, логические задания (с использованием схем, игра «четвертый лишний»), решение простых арифметических задач, повторение числового ряда в пределах десяти. В течение всего занятия дети были заинтересованы в выполнении заданий, процесс поиска был для них игрой, в течение которой они
выполнили много заданий. Также большое значение имеет то, что дети учатся сопереживать, помогать друг другу в трудной ситуации, работать в коллективе.
Таким образом, включение сказки в непосредственно образовательную деятельность дает возможность детям приобрести опыт познания, создает ситуации переживания и преобразования окружающей реальности. Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность каждого ребенка.
Список используемой литературы.
* Блехер Ф.Н. "Счет и число в детском саду". Методическое письмо. - М.: 1945 г.
* Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 - 372 с.
* Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". -М.: Просвещение 1989 г.
* Ерофеева Т.И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М.: Просвещение 1992г.
* Под.ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. «Психология и педагогика игры дошкольника» М. : Просвещение 1966г. стр. 216-220.