Сюжетно-ролевые игры

Конференция: Современный детский сад

Автор: Алябьева Светлана Викторовна

Организация: МДОУ Детский сад «Родничок»

Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, г. Надым

Каждый ребенок со стороны окружающих, стремиться к любви, вниманию и одобрению.

Педагоги-практики отмечают, что наше поколение детей, отличается от прошлого поколения. Современные дети не умеют уживаться в коллективе, своим эгоизмом, агрессивностью, импульсивностью и закрытостью. Они не умеют договариваться друг с другом, чувства других не способны понять, затрудняются в выражении своих эмоций.

Ребенок, который не уверен в себе, к жизни плохо приспособлен, затрудняется находить решения в жизненных ситуациях. У этого ребенка как правило неадекватная самооценка.

Этические представления формируются именно в дошкольном возрасте.

Этика-это система норм нравственного поведения.

Воспринимать этику ребенок способен больше чем взрослый. Он в свои 5-7 лет уверен. Что все в мире происходит не случайно и любому явлению можно найти разумное и справедливое объяснение. Дошкольнику немаловажно понять и уяснить, что в каждой ситуации будут, и правые, и виноватые, победит ли добро, и когда будет наказано зло, и будет ли оно вообще наказано, а если нет – то по какой причине.

Дети в дошкольном возрасте с миром знакомятся и постигают его через знакомство. Главные, категории которых: храбрость-трусость, правда-ложь, жадность-щедрость и т.д. Чтобы познакомиться с такими категориями потребуется разный материал – такой материал имеется в повседневной жизни, бытовых ситуациях, в народном фальклоре, в разнообразной литературе, в сказках, былинах. Дети лучше начинает понимать и разбираться в подлинных событиях, когда обсуждают разносторонние ситуации, смотрят сказки, слушают рассказы, они учатся оценивать не только чужие поступки, но и свои тоже, выстраивает свою поведенческую линию и как лучше взаимодействовать с окружающими.

К сожалению, ни правила поведения, ни нравственность, ни мораль в ребенке не закладывается при рождении. Для этого с детьми нужна постоянная и целенаправленная работа, в которой естественным путем в играх, у них сформируются: нравственное сознание, чувства, направленность поведения. В этом нам помогут сюжетно-ролевые игры, а, чтобы понять, что это такое, нам придется углубиться в само определение слова- игра.

Игра-один из многих видов человеческой деятельности, она привлекает большое внимание различных людей, из разнообразных профессий.

Игры имеют большое значение для развития личности. Игра занимает важнейшую роль в воспитании ребенка, а для него игра является ведущей деятельностью в которой переплетаются как труд, так и учение. Когда дети играют у них активно начинают работать все психические процессы.

Сюжетно-ролевая игра-это основной вид игры дошкольника, источник этой игры, является окружающий его мир, жизнь и деятельность детей и взрослых. Основная особенность С.Р.И. воображаемая ситуация, которая складывается из сюжета и ролей.

Сюжет-ряд событий, объединенных мотивирующими связами, раскрывающимися в содержании игры.

Роль-основной стержень С.Р.И. где дети выполняют роль взрослого. Количество ролей означает, что в голове дети сравнивают себя с разными людьми поэтому действуют от их имени. Соответственно они используют разные предметы по своему назначению (продают товар, как продавец; укол ставят, как врач; учат детей, как учитель и т.д.)

В С.Р.И. дети вступают в реальные отношения, им нужно договориться о сюжете, между собой распределить роли, обязанности и т.п. В процессе игры у детей возникают не простые ролевые отношения (мамы и дочки, врача и пациента, командира и рядового и т.д.)

Общим мотивом С.Р.И. является стремление детей к совместной социальной жизни вместе со взрослым.

В своей форме С.Р.И. носит коллективный характер. Наличие детских обществ-наиболее благоприятные условия для развития сюжетно-ролевых игр.

Основные особенности сюжетно-ролевых игр:

- Соблюдение правил.

- Социальный мотив игр.

Сюжетно-ролевая игра развивает в дошкольнике:

- Эмоциональность.

- Интеллект.

- Воображение и творчество.

- Речь.

- Отношения.

Сюжетно-ролевые игры имеют три этапа:

1) 1,5-3года – особый акцент на игровых действиях с игрушками, создать ситуацию, которая простимулирует детей к условным действиям с предметами.

2) 3-5 лет – формировать детей умению принять роль и переход в игре из одной роли в другую.

3) 5-7 лет – овладение умением придумать новые сюжетные игры, разнообразные события и согласовывать их друг с другом.

Перед тем как приступить сюжетно-ролевым играм нужно составить план.

План С.Р.И.

1) Выбор игры.

2) Педагогическая разработка плана игры.

3) Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

4) Создание воображаемой ситуации.

5) Распределение ролей.

6) Начало игры.

7) Сохранение игровой ситуации.

Планируя работу по С.Р.И. необходимо обогащать содержание игр, расширять игровой опыт детей. Больше внимания должно уделяться развитию творческих способностей детей, формировать положительные взаимоотношения.

Воспитатель должен помнить, планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Используемая литература:

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00190218_0.html http://www.maam.ru/detskijsad/http-www-maam-ruuserszina240258-ispolzovanie-... http://методкабинет.рф/index.php/publications/doshkolniki/812-savelyeva.html http://5psy.ru/obrazovanie/metodika-primeneniya-syujetno-rolevoie-igri.html

Опубликовано: 30.09.2015