Формирование безопасного поведения дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Автор: Андреева Марина Валерьевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 176

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Безопасное поведение в широком смысле рассматривается как интеграция ценностных ориентаций и опыта деятельности личности в экстремальных ситуациях. В более узком понимании безопасное поведение – это функциональная система взаимодействия человека с окружающей средой с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности.

Рассмотрим различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).

Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.

Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).

П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении безопасному поведению состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем - то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасного поведения.

Исследования Р.И. Жуковского, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой и др. показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

В работах Р. Яковлева, О.Дегтяренко, Э.Краснопольского и др. отмечается, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.

Л. В. Коломийченко впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит вокруг себя; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей безопасному поведению, по преимуществу со старшей группы; “...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду”. Исследования Л. Коломийченко были продолжены практическими работниками дошкольных учреждении. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные Л. Коломийченко, позже были дополнены Э.Я.Степаненковой, М.Ф.Филенко и др.

По словам А.М.Якупова, такая разработанность проблемы повлияла на то, что в дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил безопасного поведения, чем

воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе). Поэтому важно позаботится о том, что бы дети получили все необходимые знания по основам безопасного поведения, усвоили их, и могли применить на практике.

Первой значимой социальной группой для детей, первым институтом социализации является семья, затем – коллектив дошкольного учреждения. Этот микросоциум – своеобразная модель реального общества. Здесь проявляются поведенческие особенности ребенка в отношении к сверстникам и взрослым, его умение устанавливать контакты, постоять за себя, взаимодействовать с окружающими и т.д.

Период дошкольного возраста - один из главных этапов становления здоровья и развития навыков безопасного поведения, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы безопасного поведения. По моему мнению, сегодня слабая подготовка дошкольника в области развития навыков безопасного поведения в различных опасных ситуациях, несоблюдение им правил дорожного движения, пожарной безопасности пренебрежение правилами личной гигиены и нормами безопасного поведения в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев с детьми. Именно поэтому развитие навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста является острой проблемой в наши дни.

Содержание деятельности воспитателя по развитию навыков безопасного поведения в дошкольном учреждении состоит том, чтобы создать для каждого ребенка такие условия для развития, в которых дошкольник может безопасно функционировать, а также развивать у детей навыки безопасного поведения.

Опубликовано: 05.10.2015