Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Шайдуллина Илиза Илгизовна

Организация: МБДОУ Танаевский детский сад

Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Танайка

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Он является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности и имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка.

Данный возраст часто называют - игровым возрастом, поскольку, ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [2].

Современный мир находится в эпохе развития информационных технологий, где компьютер выступает неотъемлемой частью нашей жизни. В наше время дети проводят за компьютерами немало времени, пользуясь ими не только для обучения, но и для развлечений. В компьютерные игры любят играть многие, даже дети, начиная с 4-5 лет. Поэтому само собой на первый план выходят вопросы: «Как влияют компьютерные игры на психику детей? Есть ли польза и какой вред они могут принести?». Каждый взрослый должен задаваться такими вопросами, прежде, чем подпускать ребенка к компьютеру [3].

О пользе компьютерных игр.

Современные психологи считают, что чем раньше ребенок знакомится с компьютером, тем меньше будет психологический барьер между ним и машиной. У ребенка нет страха перед техникой, так как он считает, что компьютер – это интересная игрушка.

Компьютерный мир предлагает компьютерные игры для детей разного возраста. Дети с помощью них учатся узнавать формы и цвета, запоминать буквы и цифры, у них развивается способность логически мыслить, воображать. Дошкольники, играющие в развивающие компьютерные игры, отличаются широтой кругозора: у них прекрасно развито представление об

окружающем мире, обычно, они опережают своих сверстников в психическом развитии, легче усваивают учебный материал, уверены в своих знаниях. Изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным, так как ребенок не прилагает при этом особых усилий, у него начинает функционировать эмоциональная и образная память.

Работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук и зрительно-моторной координации. Дошкольник учится соотносить движения своих рук с результатами, которые он наблюдает на экране. Зрительно-моторная координация служит основой для овладения письмом и рисования.

О вреде компьютерных игр.

В наше время трудно найти ребенка, который не интересовался бы компьютером. Поэтому, каждого взрослого должно интересовать все, то время, которое ребенок проводит за ним. Абсолютно не должно допускаться бесконтрольное времяпрепровождения дошкольника за монитором. Так как попустительское отношение сейчас - в дальнейшем может привести к плачевным результатам.

Очень тесное общение с виртуальной реальностью таит для дошкольника серьезную опасность. Игра заменяет реальное общение со сверстниками и с родителями, для ребенка становится важен в данный момент не результат, а сам процесс игры [1].

Могут появляться проблемы, связанные с нарушением зрения и осанки, встречаются онемения пальцев кисти, головная боль, тревожный сон.

Чрезмерная увлеченность компьютерными играми вызывает сильную зависимость. Особенно опасны в плане приобретения зависимости ролевые компьютерные игры, где ребенок принимает роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры. Так ребенок в виртуальном мире может вести себя как бесстрашный герой, которому все по плечу, а в реальности, не все так легко дается. Так ребенок замыкается в себе, стремится к виртуальному миру, где ему наиболее

комфортно. Все это подрывает психическое состояние ребенка, способствует нарастанию тревоги.

Также нельзя забывать о такого рода игр как «Стрелялки», которые приводят к развитию негативных черт, таких как агрессивность, негативное отношение к окружающим, вспыльчивость, тем самым формируя у ребенка негативное поведение [4].

Что нужно знать взрослым, чтобы компьютерные игры не навредили ребенку?

1) Следим за временем.

Для детей пяти-семи лет можно проводить не больше одного компьютерного занятия в течение дня. Но не чаще трех дней в неделю, лучше во вторник, среду и четверг. После желательно делать гимнастику для глаз. Если работа за компьютером ведется в форме развивающих игр, то для детей пяти лет она не должна превышать 10 минут, шести-семи лет - 15 минут.

Для детей с хронической патологией, часто болеющих (более четырех раз в год) или в течение последних двух недель перенесших заболевание, продолжительность занятий должна быть сокращена. Для 5-летних - до 7 минут, 6-летних - до 10 минут [5].

2) Контроль.

Нельзя дошкольника оставлять с компьютером один на один, необходимо следить за тем, во что он играет, как он ведет себя в процессе игры, какие эмоции она вызывает.

3) Общение с ребенком.

Каким бы не был современным мир, какие бы требование не выставлял современному человеку, «живое» общение с родителем еще никто не отменял: беседуйте с ребенком, гуляйте, проводите больше свой досуг совместно. И тогда ребенок будет меньше тянуться к компьютерным играм и относиться к ним как к единственному средству развлечения. А будет обращаться к ним как к дополнительному средству получения знаний.

Таким образом, следует позаботиться о качестве и количестве потребляемой ребенком компьютерной продукции, заинтересовать ребенка обучающими и развивающими играми, не допускать использования низкопробных игр и следить за временем, которое дошкольник проводит за компьютером.

Библиография:

1) Васильева И.А. Психологические факторы компьютерной тревожности //Валеология. – 2007. - №2. – с. 56-62.

2) Мухина В.С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. — 5-е ИЗД., стереотип. — М., 2000

3) Кадушкина Е. Дети и средства массовой информации // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 4. – С. 16-19

4)Каменская В.Г. Компьютер: вред или польза // Дошкольная педагогика. – 2004. - № 4. – С. 26-27. 5) http://www.kazved.ru/article/39132.aspx

Опубликовано: 26.10.2015