Формирование музыкально-сенсорного восприятия ритмических свойств музыкальных звуков у детей дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Куракина Наталия Павловна

Организация: МДОУ детский сад «Ромашка» комбинированного вида

Населенный пункт: Нижегородская область, п. Ковернино

Проблема формирования музыкально-сенсорного опыта дошкольников находит своё отражение в трудах известных педагогов и психологов. Н.А. Ветлугина считает, что в основе развития музыкально-сенсорных способностей лежит различение свойств музыкальных звуков. Б.М. Теплов выделил чувство ритма в числе основных музыкальных способностей. Педагоги-практики дошкольных образовательных организаций, учитывая требования ФГОС ДО, считают приоритетным значение игровых методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Уникальным методическим пособием по формированию музыкально-сенсорной сферы ребёнка является книга Э.П. Костиной «Музыкально-дидактические игры». В ней конкретизирована методика освоения системы музыкально-дидактических игр, даны рекомендации педагогам для формирования музыкально-сенсорных способностей детей. Книга содержит нотное приложение и дидактический материал. В интересной, доступной пониманию ребёнка, форме в данном пособии представлены игры для восприятия ритмических свойств музыкальных звуков: «Кто как идёт», «Весёлые дудочки», «Петушок, курочка и цыплёнок», «Ритмическое лото». Освоение музыкально-дидактических игр происходит в несколько этапов: знакомство с упражнением игры, овладение игрой, овладение игрой вместе со взрослым, использование игры в самостоятельной деятельности вне занятий. Музыкальный руководитель, учитывая индивидуальные особенности воспитанников, подбирает оптимальные методы для работы с детьми в данном направлении. Педагог уделяет внимание и созданию условий в группе для развития музыкально-сенсорных способностей воспитанников. Вместе с воспитателями он изготавливает пособия, простейшие музыкальные инструменты для формирования умения детей различать ритмические свойства музыкальных звуков. Для достижения наилучшего результата в работе по этому направлению рекомендуется привлекать родителей воспитанников. Они должны быть проинформированы о целях, содержании, средствах и результатах данной деятельности. При условии создания у родителей мотивации они становятся хорошими помощниками для педагогов в музыкально-образовательном процессе ДОО.

Таким образом, формирование музыкально-сенсорного восприятия ритмических свойств музыкальных звуков возможно на основе методического пособия Э.П. Костиной «Музыкально-дидактические игры» при условии системного подхода, создания музыкальной развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействия с родителями воспитанников.

Литература:

1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М.: «Музыка», 1986

2. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры: методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Опубликовано: 26.10.2015