Пальчиковые игры и их использование в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Перминова Наталья Александровна

Организация: МБДОУ №112

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

 

Дошкольный возраст – важный период в развитии личности ребенка. Это время интенсивной познавательной деятельности, физического, умственного, речевого развития.

Процесс речевого развития рассматривается в дошкольном образовании как основа воспитания и обучения детей. Речь способствует социализации ребенка.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

Развитие речи находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом. Исследования, направленные на изучение особенностей развития движений рук ребенка, представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для специалистов других научных направлений: философов, языковедов, историков, физиологов и т.д.

Анализ научных работ по возрастной физиологии позволил изучить особенности развития руки ребенка в онтогенезе и связь с формированием речи (Гиневская Т.О., Запорожец А.В., Лисина М.И., Неверович Я.З., Фрадкина Ф.И.); проследить генезис функций руки (Аркин Е.А., Шемякин Ф.Н.); выделить сензитивные периоды развития деятельности руки ребенка как физиологического органа (Запорожец А.В., Кистяковская М.Ю., Сеченов И.М. и др.).

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточно внимания развитию мелкой моторики, не в полной мере используют в своей работе различные пальчиковые игры, не владеют методикой проведения занятий.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развивать речь детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и недостаточной теоретической и методической разработкой данной проблемы в практике дошкольного образования.

Использование пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста будет способствовать развитию речи, если будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей, а также соблюдаться следующие дидактические принципы:

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип динамичности.

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи, младший дошкольный возраст наиболее эффективный период. Именно в этот период ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

Пальчиковые игры и упражнения способствуют тому, что ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Дети от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:

Стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

Помощь детям с задержкой в развитии речи;

Тренировка внимания, пространственного мышления;

Воспитание эмоциональной выразительности.

Согласно международной классификации игры, совмещение пальцев с короткими ритмичными стишками подразделяются на два типа: первый - пальчиковые игры «сидячие», и второй - игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела, прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи. Игр без слов совсем немного. Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук. («Чёт не чёт», «Колечки»). Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Телесные и особенности пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся не только мощным стимулом для развития речи, но и для развития образно-логического мышления и мелкой моторики.

 Давно уже необходимость развития тонких движений пальцев признана педагогами. Практически в любом детском саду имеются шкафы и стеллажи с надписью «Мелкая моторика». Занятия по мелкой моторике - плетение, лепка, рисование, нанизывание на нитку и штырьки бусин и колец, шнуровка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона.

При выполнении всех этик перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трёх пальцев, тех, что постоянно активны и в быту и в общении. Два последних пальца - находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны.

Рассматривая описание традиционных пальчиковых игр, можно отметить, что они в основном разделяются на два блока:

- игры материнского фольклора - пестушки, потешки, обращенные к детям младенческого и раннего возраста и направленные в основном на развитие речи;

- игры-забавы и игры с правилами, предназначенные для детей 5-7 лет.

Игры второго блока наименее изучены в настоящее время. Однако практически в любой культуре возраст 5-7 лет - это время начала серьезной учебы, в первую очередь обучения письму. Игры этого периода, с одной стороны, отражают проблемы новой жизненной ситуации, с другой - помогают ребенку естественно адаптироваться к ней.

Специфика традиционных игр (иногда чрезвычайно похожих у географически разделенных этносов) состоит в том, что в них используются изолированные, разнотипные движения каждого из пяти пальцев. Помимо сжимания и растяжения пальцев немало времени уделяется их расслаблению. Это способствует разностороннему, гармоническому развитию двигательной функции руки. Это выгодно отличает традиционные игры от множества появившихся в последнее время авторских пальчиковых игр, достаточно узко специализированных, имеющих одну цель: развитие речи и подготовку руки к письму.

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка - растяжения и почти никогда - расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки - большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле - зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы: сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные движения каждого из них.

Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.

На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры:

На расслабление;

2. В которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;

3. На разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки - другое).

Приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов - краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение): Сорока-ворона кашу варила; В гости к пальчику большому приходили прямо к дому; Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая; Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка; Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил; Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём; Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл.

Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.

Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки - с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.

Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак - камень, ладонь - бумага, разведённый указательный и средний - ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.

Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки - большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы - малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке - большое.

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребенка, как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Жуковой Н.С., Кольцовой М.М., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б. подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Пальчиковые игры в дошкольном возрасте могут решать следующие задачи в психическом развитии детей:

Во-первых, развивают внимание, память, оказывают благоприятное влияние на речь ребенка, т.е. стимулируют речевое развитие.

Во-вторых, помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

В-третьих, развивают кисти рук, что помогает в дальнейшем овладеть навыками письма.

Движения пальцев оказывают неспецифическое влияние, повышая их тонус, что создает благоприятные условия для выработки новых временных связей и функционирования уже имеющихся. Эта закономерность уже замечена педагогами и психологами, использующими упражнения кисти для улучшения внимания, памяти, слуха, зрения, умственных способностей, для сохранения здоровья. Тонкая моторика рук оказывает специфическое участие и на речевую деятельность.

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Кольцова М.М. доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук ребенка.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их разделяют на группы в зависимости от назначения:

1. Игры – манипуляции. «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения. «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы. «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. «Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности .

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. «Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак. «Согреем руки» - движения, как при растирании рук. «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди. «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

Таким образом, на основе вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что в практике дошкольных учреждений используются различные виды пальчиковых игр. Выбор педагога в пользу того или иного вида пальчиковых игр зависит от нескольких факторов: возраста детей, их физического и эмоционального состояния, состояния здоровья, места проведения занятий и т.д. Рассмотрев значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников, мы можем выделить следующие особенности пальчиковых игр:

универсальность - можно играть в любом месте в любое время;

кратковременность - обычно не более 2-5 минут;

3. активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

4. невербальное общение в играх- «молчанках», использование языка жестов;

5. наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Использованная литература:

Аксенова М.А. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольной воспитание. - 2008. - № 8. - С. 62-65.

Захарова Р.А. Методика «Гимнастика мозга»: адаптированный вариант работы докторов П. Деннисона и Г. Деннисон «Гимнастика мозга» / Р. А. Захарова, И.В. Чупаха // Музыкальная психология и психотерапия. - 2009. - № 5. - С. 112-118.

Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга // Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.

Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2011. – 18 с.

Мирхайдарова Д.М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики: упражнения для развития тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 26-28.

Моисеева Р.Б. Пальчиковые игры-упражнения: [Формирование правил. Звукопроизношения, развитие мелкой моторики рук у дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 42-53.

Соколова Г.И. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6. – С. 34-36.

Шевченко И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников // Логопед. – 2011. - № 1. - С. 16-26.



 

Опубликовано: 04.12.2015