Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры" ВВ Воскобовича

Конференция: Современный детский сад

Автор: Санникова Ирина Николаевна

Организация: МБДОУ № 127 Теремок

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск

Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры.  Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом самые разнообразные виды развивающих игр для детей.
Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему.
  Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Развивающие игры имеют ряд особенностей:

  • широкий возрастной диапазон участников игр;

  • Многофункциональность. С помощью игр можно решать множество образовательных задач;

  • Вариативность игровых заданий и упражнений;

  • Творческий потенциал каждой игры.

Одной из трёх больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры, является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. К ним относятся: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на шариках – 1, 2», игры-эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», знаковые конструкторы «Щнур-малыш», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв». В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием. Подготовка к обучению ребёнка чтению идёт в три этапа:

  • Первый этап

Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

  • Второй этап

Знакомство со слогами. Слияние букв.

  • Третий этап

Слоговое чтение. Чтение простых слов.

В процессе знакомства с игрой «Теремки» решаются следующие задачи:

  • знакомство с буквами, звуками,

  • различение твердости-мягкости, звонкости-глухости; 

  • составление слогов, освоение слияния звуков в слоге; 

  • знакомство с орфографическими исключениями русского языка;

  • конструирование слов и простых предложений; 

  • использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов;

  • развитие внимания, памяти, мышления.

Не менее интересной является игра «Складушки». "Складушки" – это игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. Рисунки, стихи, музыка иллюстрируют складовую систему обучения. Вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, поете песенки, которые ребенок помогает подпевать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они довольно быстро запоминают их.

К играм, помогающим педагогу добиваться высоких результатов, можно отнести игры- эрудиты «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка»; «Читайка на шариках»; знаковые конструкторы: «Шнур- затейник», «Геовизор», «Логовизор», «Игровизор», «Конструктор букв».

«Конструктор букв» развивает воображение, внимание и память, делает ум гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С помощью игры «Конструктор букв» ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.

Игра «Читайка на шариках» развивает:

  • формирование интереса к чтению;

  • различение звонких, глухих согласных звуков;

  • звуковой анализ слов;

  • деление слов на слоги и произвольные части;

  • слоговое чтение; 

  • конструирование и чтение слов, словотворчество;

  • внимание, память, воображение, мышление;

  • мелкую моторику рук.

Каждая игра технологии обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных небольших сказок - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления.

Таким образом, используя развивающие игры Воскобовича В. В.,  можно добиться положительного результата в речевом развитии детей и обучении чтению.

Список литературы:

1.Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб, 2007.

2. Харько Т.Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. – Детство-Пресс, 2012.

3.Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ.- Воронеж, 2013.

Опубликовано: 07.12.2015