Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры" ВВ Воскобовича
Конференция: Современный детский сад
Автор: Санникова Ирина Николаевна
Организация: МБДОУ № 127 Теремок
Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск
Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом самые разнообразные виды развивающих игр для детей.
Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему.
Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Развивающие игры имеют ряд особенностей:
-
широкий возрастной диапазон участников игр;
-
Многофункциональность. С помощью игр можно решать множество образовательных задач;
-
Вариативность игровых заданий и упражнений;
-
Творческий потенциал каждой игры.
Одной из трёх больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры, является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. К ним относятся: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на шариках – 1, 2», игры-эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», знаковые конструкторы «Щнур-малыш», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв». В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием. Подготовка к обучению ребёнка чтению идёт в три этапа:
-
Первый этап
Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
-
Второй этап
Знакомство со слогами. Слияние букв.
-
Третий этап
Слоговое чтение. Чтение простых слов.
В процессе знакомства с игрой «Теремки» решаются следующие задачи:
-
знакомство с буквами, звуками,
-
различение твердости-мягкости, звонкости-глухости;
-
составление слогов, освоение слияния звуков в слоге;
-
знакомство с орфографическими исключениями русского языка;
-
конструирование слов и простых предложений;
-
использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов;
-
развитие внимания, памяти, мышления.
Не менее интересной является игра «Складушки». "Складушки" – это игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. Рисунки, стихи, музыка иллюстрируют складовую систему обучения. Вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, поете песенки, которые ребенок помогает подпевать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они довольно быстро запоминают их.
К играм, помогающим педагогу добиваться высоких результатов, можно отнести игры- эрудиты «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка»; «Читайка на шариках»; знаковые конструкторы: «Шнур- затейник», «Геовизор», «Логовизор», «Игровизор», «Конструктор букв».
«Конструктор букв» развивает воображение, внимание и память, делает ум гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С помощью игры «Конструктор букв» ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.
Игра «Читайка на шариках» развивает:
-
формирование интереса к чтению;
-
различение звонких, глухих согласных звуков;
-
звуковой анализ слов;
-
деление слов на слоги и произвольные части;
-
слоговое чтение;
-
конструирование и чтение слов, словотворчество;
-
внимание, память, воображение, мышление;
-
мелкую моторику рук.
Каждая игра технологии обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных небольших сказок - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления.
Таким образом, используя развивающие игры Воскобовича В. В., можно добиться положительного результата в речевом развитии детей и обучении чтению.
Список литературы:
1.Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб, 2007.
2. Харько Т.Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. – Детство-Пресс, 2012.
3.Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ.- Воронеж, 2013.