Словарь у детей младшего дошкольного возраста во многом определяет богатство и культуру речи

Конференция: Современный детский сад

Автор: Ладонова Людмила Николаевна

Организация: МДОУ детский сад «Березка»

Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, п.Толька

Речь - способность, данная людям, как великий дар Природы. Становление речи имеет свои закономерности, с которыми должны быть знакомы взрослые. На этапе дошкольного возраста ребенка ведущей задачей речевого развития является накопления словаря. Как показывают исследования А.И Максакова, В.В Гербовой, Г.М. Ляминой, Г.Л Розенгарт-Пупко и др.,

Третий год жизни является периодом наибольшего увеличения активного словаря, к 3-м годам количество слов доходит до 1500. Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений информирование умение использовать их в конкретных условиях общения. В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой, В.В.Гербовой, В.Н.Зимониной, Л.И.Пушниной и др. Эти исследователи подчеркивали необходимость проведения специально организованной работы, направленной на расширение, уточнение и активизацию словаря. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Одним из таких видов деятельности, как указывают психологи-исследователи, является игра. Игра - особый вид деятельности человека, которая возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.[19. с.47]. Игровая деятельность может использоваться одновременно и как средство развития речи, и как средство развития личности ребенка.

Игра оказывает также специфическое воздействие на становление речи. Она способствует общению детей друг с другом, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и правильного звукопроизношения. Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, а с другой - точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи. [5. с.52] Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Развитие детей на третьем году жизни определяется тем, что они приобрели ранее, а также новыми задачами и условиями воспитания. Этот возраст является как бы переходным от раннего к дошкольному детству, и воспитатель, решая новые задачи по развитию речи с учетом возросших возможностей детей. На третьем году жизни у детей продолжает увеличиваться длительность бодрствования, прогулки, потому что дети становятся более самостоятельными. Режимные процессы, как и прежде, занимают много времени, что способствует максимальному использованию для развития словаря. Дети знают названия многих предметов, с которыми встречаются в быту, с помощью взрослого устанавливают простейшие взаимосвязи.

На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрослого, когда он говорит о том, что непосредственно их окружает, связано с их переживаниями.

Обобщенное значение для детей начинают приобретать не только слова, обозначающие предметы и действия, связанные с непосредственным чувственным опытом, но и обозначающие качества, свойства предметов. Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто повторяющихся явлений, дают сравнения, умозаключения. Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Ребенок третьего года жизни уже понимает рассказ, не сопровождаемый демонстрацией предметов, иллюстраций, с интересом слушает знакомую сказку без показа иллюстраций. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях его жизни, поэтому в повседневном общении с малышом нужно побуждать его рассказывать о празднике, прогулке и пр. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя еще не всегда правильно. В речи детей много глаголов, существительных, дети довольно широко используют местоимения, особенно личные. Они начинают пользоваться предлогами, прилагательными, хотя их еще недостаточно в словаре. В речи детей третьего года жизни появляются падежные окончания, дети используют глаголы не только в настоящем, но и в прошедшем и будущем времени, хотя еще допускают ошибки. Дети легко запоминают небольшие стихи, песенки.

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей. Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.

Следующей главенствующей задачей является развитие словаря.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения - это, прежде всего язык слов.

Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения. В лексикологии слово рассматривается как минимальная единица лексики. Ю. С. Степанов выделяет «связный звуковой ряд, образующий слово с внешней стороны, - звуковую, фонетическую оболочку слова или фонетическое слово; во-вторых, предмет, называемый словом; в-третьих, смысл, который слово вызывает в нашем сознании. Все три элемента связаны между собой… слово называет или обозначает предмет; слово имеет смысл; смысл отражает свойства предмета в сознании человека.

Весь этот комплекс - три элемента и связи между ними - и есть слово языка» . Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слова, также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Следует отметить, что важной проблемой в развитии словаря является не количественное его накопление, а качественное развитие - развитие значений слов. Необходимо упражнять детей в различении предметов по внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным обозначением.

Принципы словарной работы определяют характер, содержание, формы организации, методы и приемы. К таким принципам относятся:

- единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;

- опора на активное и действенное познание окружающего мира;

- связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;

- использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;

- решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;

- семантизация лексики - раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В.И.Логинова, А.М.Бородичи другие). Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью.

Одним из таких видов деятельности, как указывают психологи-исследователи, является игра.

Игра - особый вид деятельности человека, которая возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Важно, чтобы задачи овладения речью решались в единстве с задачами всестороннего развития ребенка. Так, игровая деятельность может использоваться одновременно и как средство развития личности ребенка, и как средство развития речи.

Игра имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, т.к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игра оказывает также специфическое воздействие на становление речи. Она способствует общению детей друг с другом, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка. Кроме того, в театрализованных играх (игра-инсценировка игра-драматизация), развивается эмоциональная выразительность речи. В конкретном предмете или ситуации.

Игра - эффективное средство словарной работы. В разработанной в дошкольной педагогике теории руководства играми можно использовать для развития речи: умение договариваться, распределять роли и обязанности, умение научить товарища тому, что умеешь сам, и пр. В любой игре (сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной) дети расширяют свой кругозор, развивают познавательную активность, обогащают свой словарь.

Предлагаются три класса игр: Болотина Л.Р.Дошкольная педагогика.

· игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры;

· игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организаторские игры;

· игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

Первый класс игр подразделяется на игры: экспериментирование, сюжетно-отобразительные, режиссерские и театрализованные. Считается, что это наиболее продуктивные игры для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, для возникновения новых видов деятельности.

Второй класс включает в себя игры обучающие (именно в эту группу входят и дидактические игры), а также досуговые игры (игры-забавы, интеллектуальные, празднично-карнавальные и т.д.).

Третий класс - традиционные или народные.

Исторически сложилась и давно известна еще одна классификация игр дошкольников: сюжетно-ролевые, игры со строительным материалом, театрализованные, подвижные, спортивные, музыкально-дидактические игры.

Все изложенные классификации, несмотря на различие подходов, в основе своей содержат идею о том, что игра должна быть неотъемлемой частью жизни детей в дошкольном учреждении. В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены. Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координированными.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий.

Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях [4].

Среди многочисленных приемов словарной работы, которые мы находим в методической литературе, можно выделить следующие:

1. Показ и название нового предмета (и его признаков) и действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включает в знакомый ребенку контекст. Далее проводят различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.

2. Объяснение происхождения данного слово (хлебница - посуда, в которой хранят хлеб; кофейник - посуда, в которой варят кофе; чайник - посуда, в которой кипятят чай и т.д.)

3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом - очень большой дом, тот, который выше всех других домов).

4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих (« Это забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6. Распространение предложений путем введения обстоятельств и причины, следствия, условия и цели.

7. Составление предложений по опорным словам.

Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря необходимо широко использовать игры. Игра выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с ребенком.

Именно в игровой деятельности ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

К проблеме развития словаря у младших дошкольников обращались в своих трудах многие выдающиеся психологи, педагоги и методисты прошлого и настоящего времени. Исследования показали, что наиболее эффективным средством развития словаря дошкольника является игровая деятельность. Именно она является основным видом деятельности ребенка, в которой формируются все стороны его развития.

Список использованной литературы:

1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [ Текст] Учеб, пособ. для СПО / Алексеева, М.М., Яшина В.И.. - М., 2000.

2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / Бородич, А.М. . - М., 1974.

3. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / Усова, А.П. - М., 1976.

4. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми .Под ред. М.И. Лисиной. - М., 1985.

5. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника [Текст] //Вопросы психологии. - 1989. - №3.

6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики Волкова, Г.А.. - СПб., 2003.

 

Опубликовано: 27.01.2016