Сказки и сказания как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному краю

Конференция: Современный детский сад

Автор: Мотина Оксана Николаевна

Организация: АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 150 «Брусничка»

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших.

Патриотические чувства формируются у детей
уже в дошкольном возрасте. Они проявляются в осознании детьми
родного края как частицы большой родины, понимании того, как много делается в нашей стране для взрослых и детей, чувстве любви к родному краю, стране, уважении к своему народу, гордости за его боевые и трудовые успехи, культурные достижения, заботливом отношении к людям, бережном отношении к результатам их труда, природе, желании реализовать в творческой деятельности свое отношение к родине.
Как утверждают педагоги (А.А. Анциферова, A.M. Виноградова, Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, Р.Ш. Файзуллина), особенностью патриотических чувств детей является то, что они формируются на основе любви к родителям, семье, дому, родному городу, природе родного края. Авторы отмечают, что эти чувства отличаются яркостью, эмоциональностью. По мере ознакомления детей с окружающим миром, формирования у них представлений о родном городе, крае, стране, ее истории, труде людей, природе родного края постепенно растет, наполняясь новым содержанием, чувство любви детей к родине.

В педагогике всегда большое значение придавалось вопросу ознакомления детей с общественной жизнью, поскольку приобщение детей к действительности является важнейшим средством патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Знания о родине дети получают в процессе занятий, экскурсий, наблюдений, чтения художественных произведений, бесед со взрослыми, просмотра телепередач и т.д.

Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь детей к поисково-исследовательской работе.

Одним из ведущих средств формирования патриотического воспитания является художественная литература, в частности сказки и сказания.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности родного края, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Образность – важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.

Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка сохраняет в своих недрах следы древнейшего язычества, древних обычаев и обрядов.

Сказки воздействуют не на отдельные стороны психики, а на личность в целом. Следовательно, важно то, чем для ребенка станут знания, которые он осваивает в процессе восприятия произведения. Преимущество сказок и сказаний заключается в эмоциональной оценке действительности, облегчающей процесс его изучения. Наиболее это характерно для детей дошкольного возраста. Активно воздействуя на чувства и разум ребенка, сказки и сказания развивают его восприимчивость, эмоциональность. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

Сказки и сказания, относясь к художественным произведениям, выполняют те же функции, что и художественная литература в целом.

Использование сказок и сказаний в качестве средства формирования интереса к родному краю к дошкольников считаю целесообразно и эффективно. Так как именно этот вид устного народного творчества, сочетает в себе информационную и эмоциональную насыщенность содержания, позволяет учесть особенности восприятия окружающего мира дошкольниками и облегчить им процесс познания таких сложных категорий как «малая родина», «родной край», а также позволяет сформировать устойчивый и относительно глубокий интерес к дальнейшему познанию ближайшего окружения и ценностное отношение к нему.

Список литературы:

  1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина.- М.: ЦГЛ, 2001.

  2. Дыбина, О.В. Художественная литература как средство формирования интереса к предметному миру у детей старшего дошкольного возраста / О.В.Дыбина, Н.А.Матуняк// Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. -СПб.: РГПУ, 2000.

  3. Дыбина, О.В. Рождение маленького гражданина. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / О.В. Дыбина, Р.Е. Шнайдер.- Тольятти, 2005.

  4. Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова.- М., 2003.

  5. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / М.Д. Маханева.- М.: АРКТИ, 2005.

  6. Народная проза Самарской Луки: Сборник Ю.К. Рощевского. // Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.К. Рощевского. - Тольятти: Литературное агентство Вячеслава Смирнова, 2002.

  7. Суслова, Э.К. Интернациональное воспитание детей шести лет посред​ством сказки // Воспитание умственной активности у детей дошкольного воз​раста: Сб. науч. тр. - М., 1983.

 

Опубликовано: 30.01.2016