Правовое воспитание детей
Конференция: Современный детский сад
Автор: Чернышева Светлана Васильевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»
Населенный пункт: Ленинградская область, г. Сосновый Бор
Для начала XXI века характерно усиление внимания к ребенку, как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Многие прогрессивные изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире.
С наступлением XXI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.
Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка?
К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам
детей, права и достоинства ребенка защищает Международное и Российское законодательство.
Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного
возраста являются:
- Декларация прав ребенка
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты
и развития
- Конституция Российской Федерации
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон Российской Федерации « Об образовании»
- и другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся
вопросов правового воспитания.
Современная ситуация определяет необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиск актуальных методов и средств, способствующих организации правового воспитания в дошкольном образовании.
Реформы российского общества оказали воздействие на семью и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности.
У большинства родителей вызывают отчаяние отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как себя вести в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для его личности.
Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний являлись нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства.
Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический недостаток любви. Поэтому равнодушие, не внимание, жестокое обращение с ребенком не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Он может вести себя агрессивно, может замкнуться в себе, может появиться страх.
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жесткое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращения с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.
Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Проблемы правового воспитания дошкольников и воспитание детей в духе прав ребенка остается особо важным направлением в работе и должны
опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений со взрослыми.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, проявляется право в поступках и деятельности человека.
Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдение своих прав.
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.
Развитие правосознания личности – процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в дошкольный период, период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека.
В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. Нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка — формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.
Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.
Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье и продолжается оно в детском саду.
В качестве средств формирования правовых понятий используются:
- игровые формы;
- сказочные персонажи;
- чтение художественных произведений с последующим их
обсуждением;
- создание проблемных ситуаций и поиска выхода из них;
- рассматривание картин о жизни детей в разных странах;
- беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствуют освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.
Вывод: Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания и развития личности ребенка.
С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества.
И начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована. Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы.
Правовое воспитание и успешная социальная адаптация ребенка предполагает:
* Гражданско-патриотическое воспитание
* Нравственное
* Трудовое
* Физическое
Список используемой литературы
* Вялкова С.М., Давыдова О.И. «Беседы об ответственности и о правах ребенка».
* Носова Е.А. «Семья и детский сад: педагогическое образование родителей».
* Осипова Л.Е. « Родительские собрания в детском саду».
* Осипова Л.Е. «Работа детского сада с семьей».
* Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции».
* Татаринкова Л.Ю. «Права маленького гражданина».
* Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка».
* Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. Наглядное пособие для воспитателей, родителей. Демонстрационный материал «Права ребенка».
* Бурдина С.В. Дидактическое пособие в помощь педагогам дошкольного образования «Права ребенка».