Нетрадиционные техники рисования как средство художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Луговая Наталья Сергеевна

Организация: МАДОУ №25

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Курганинск

Дошкольный возраст – этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом – от 3 до 6-7 лет. [1, 147]

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений образования, поэтому необходимо разрабатывать новые подходы к эстетическому воспитанию дошкольников через художественное творчество. [2, 5]

В настоящее время наблюдается тенденция возрастающего значения эстетического развития детей. Эстетическое развитие – развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Эстетическое развитие начинается уже в раннем детстве. Так маленький ребёнок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости. [1, 630] Ранее в общем развитии оно рассматривалось как специфическая составляющая, но сегодня это основа, определяющая дальнейшую направленность жизни. Такая позиция обусловлена тем, что гуманистическая парадигма образования ставит целью всестороннее развитие как немаловажную составляющую общего развития. Сегодня педагогическое сообщество возвращается к пониманию художественной культуры как уникального изобретения человечества, которое позволяет ребёнку с первых лет жизни ощутить себя полноправным субъектом мира.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развиваются познавательный интерес детей и любознательность.

По утверждению психологов Немова Р.С. и Зеньковского В.В., в возрасте шести-семи лет начинают закладываться основы личности. Поэтому в данном возрасте нужно уделять достаточно внимания эстетическому развитию ребёнка.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники, используемые в изобразительной деятельности.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

Развитие композиционных умений, глазомера, зрительного восприятия, эмоциональной отзывчивости, цветовидения и цветовосприятия влечёт за собой эстетическое развитие ребёнка.

Следовательно, использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности способствует эмоциональной и психической

подготовке детей к школе, помогает эстетически развиваться, что является главной задачей педагога в подготовительной группе детского сада. [2, 6]

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

В процессе художественного восприятия, на занятиях и вне их, важное значение имеет компетентное педагогическое руководство детской художественной самодеятельностью. В разнообразных играх, на прогулке, индивидуально или небольшими группами дети рисуют, поют, танцуют, инсценируют сказки.

В этих условиях особенно ярко проявляются их индивидуальные особенности: здесь у детей есть возможность в полной мере удовлетворить свои запросы.

В возрасте от 6 до 7 лету детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций.

Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

Ведущей деятельностью детей 6 -7 летнего возраста является игра, в которой происходит развитие разнообразных психических процессов и сторон личности. У детей развиваются умения анализировать, выделять свойства предметов.

Дети продолжают овладевать художественно-эстетической деятельностью, которая способствует развитию творчества. У них развивается наблюдательность. Как утверждает М.Г. Смирнова в своём пособии «Изобразительная деятельность старших дошкольников», формируются сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка

пропорций, чувство цвета, ритма, необходимые для творческого решения изобразительных задач.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. девочки обычно рисуют женские образы принцесс, балерин, моделей т.п., часто встречаются бытовые сюжеты. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. [2, 9]

Работа с детьми по эстетическому развитию посредством нетрадиционных техник рисования строится на следующих принципах:

* От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к сложным;

* Принцип наглядности обусловлен тем, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

* Принцип индивидуализации – обеспечить развитие каждого ребёнка;

* Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество;

* Принцип соразмерности заключается в том, что задания, задаваемые детям, приёмы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития. [2, 11]

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого

результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. [2, 113]

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

* рисование пальчиками;

* оттиск печатками из картофеля;

* рисование ладошками;

* штампование.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

* тычок жесткой полусухой кистью.

* печать поролоном;

* печать пробками;

* восковые мелки + акварель;

* свеча + акварель;

* отпечатки листьев;

* рисунки из ладошки;

* рисование ватными палочками;

* волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

* рисование песком;

* рисование мыльными пузырями;

* рисование мятой бумагой;

* кляксография с трубочкой;

* монотипия пейзажная;

* печать по трафарету;

* монотипия предметная;

* кляксография обычная;

* пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 

Литература:

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

2. Гляделова Н.С. Уроки рисования для дошкольников: пособие для педагогов / Н.С. Гляделова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Опубликовано: 18.05.2015