Формирование готовности руки к письму у детей старшего дошкольного возраста посредством сенсорномоторного развития

Конференция: Современный детский сад

Автор: Петрова Анна Николаевна

Организация: МБДОУ Детский сад с. Октябрьское

Населенный пункт: Томская область, с. Октябрьское

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Вот сколько всего может случиться, если начать с пальчика!

Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с владением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цель педагогов: Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

В процессе воспитательно-образовательной деятельности педагогам необходимо создавать условия для решения таких задач, как:

  • Развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания, сосредоточенности.
  • Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
  • Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
  • Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.

Очень важно в совместную деятельность с детьми включать игры и упражнения, направленные на:

• повышение уровня активации больших полушарий мозга;

• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;

• развитие пространственных представлений;

• расслабление, нормализацию мышечного тонуса;

• массаж рук с различными предметами и обучение детей, самомассаж рук;

Для этого в структуру каждого занятия нужно включать следующие методы и приёмы:

  • Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга.
  • Любые пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости.
  • Благоприятное воздействие на развитие руки оказывают: сортировка семян, выкладывание из них узоров, лепка из пластилина, мозаичная аппликация из бумаги, ручной труд, игры с палочками, бусинами, шнуровка, работа с бумагой, пазлами, мозаикой и т. д.
  • «Поставить руку», подготовить ее к письму, поможет работа в прописях (графические упражнения), штриховка.
  • Подвижные игры и физминутки способствуют совершенствованию двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, умению ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, развивают глазомер.

Важно учитывать ведущую игровую деятельность дошкольников. Все задания, упражнения должны быть представлены в виде игр, как в специально организованной деятельности, так и в режимных моментах. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Большую роль в этом направлении играет сотрудничество педагога с семьей. Беседы; консультации об особенностях психофизиологического развития детей 5-7 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления; рекомендации по подготовке руки к письму; показ рабочих тетрадей, прописей; открытые занятия для родителей - всё это предполагает к концу дошкольного периода совершенствование у детей:

  • мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
  • крупных движений и умения владеть своим телом;
  • пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);
  • активной речи, словарного запаса;
  • мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
  • навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что чем раньше начнётся история письма, тем легче будет ребёнку, когда он возьмёт в руки карандаш и начнёт писать буквы.

Использованная литература:

1. С.Е.Гаврина, И.Г.Топоркова «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать».

2. Т.С.Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М.,1980г.

3. Е.Плутаева «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет». // Дошкольное воспитание. – 2005. №3-6.

Опубликовано: 12.09.2021