Формирования основ правового сознания старших дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Автор: Галямшина Нина Михайловна

Организация: ЛГ МАДОУ Детский сад №4 «Солнышко»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Лангепас

По мнению С.А.Козловой: «Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоприятие и самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучается быть более свободным, учится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли»

Таким образом, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:

1) знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);

2) создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;

3) развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

 

Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов:

- Информационно-познавательного - знания детей о правах, знания об обязанностях;

- Эмоционально-оценочного - оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права;

- Поведенческо - деятельностного - умения и навыки по реализации правового поведения, умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Беседы проводились в такой последовательности: на первых, с целью обогатить знания детей о правах, мы познакомили старших дошкольников с важными международными документами: «Декларацией прав человека» и «Конвенцией прав ребенка».

На следующих: «Что такое право» расширяли знания у детей таких понятий как «право» и «желание». Например: «Наши желания можно разделить на две группы. Одни - просто желания, когда очень сильно чего-нибудь хочется, но без этого можно прожить. Нельзя иметь все, что хочется. Другие желания обязательно надо исполнять, без них нельзя жить никому. Всем необходимо дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть полезную пищу, ходить в детский сад, а потом в школу, читать книги - такие желания называются правами. Право - это правила, по которым живут все люди, взрослые и дети. Никто не должен нарушать права другого человека».

В дальнейшем проводились беседы на темы: «Право на жизнь», «Право на семью», «Право на развитие», «Право на образование», «Право на защиту», «Право на медицинское обслуживание», «Право на особую защиту», «Права и обязанности детей».

Были подобраны педагогические ситуации, игры направленные на развитие одного из компонентов правового сознания: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного, поведенческо-деятельностного.

Показателями того, что дети осознанно оперировали знаниями, служили ситуации, в которых они старались вводить знания своих прав в бытовую деятельность.

Следует отметить, что дети с интересом отнеслись к изучению своих прав. Однако за ходом игры с точки зрения прав, девочки следили больше, они также больше склонны к эмоциональному проявлению чувств, чем мальчики. После чтения сказок, девочки обсуждали проступки сказочных героев, а у некоторых появлялись слезы при чтении произведения. Мальчики больше следили за проявлением прав в бытовой деятельности и друг у друга. Илья В.: «Вот Егор, он ведь не имеет собственного мнения, что ему скажет Антон, то он и делает. Так ведь нельзя! Эмоциональных проявлений со стороны мальчиков замечено не было. Однако в конце формирующего эксперимента, все дети, как мальчики, так и девочки, одинаково успешно оперировали знаниями о правах человека.

Следующим направлением работы являлась организация предметно-пространственной среды, которая способствовала бы накоплению детьми правовых знаний и повышению уровня правового сознания. Игровые уголки были пополнены атрибутами для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, дидактических игр (Мозаика к сказкам «Крошечка-Хаврошечка», «О рыбаке и рыбке», «Золушка», «Морозко» и др. Для родителей созданы: стенд о правах и обязанностях детей, выставка произведений художественной литературы, альбомы о правах и обязанностях детей, уголки для родителей о правах ребенка.

Эффективность процесса формирования правового сознания детей во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры. Вся деятельность ДОУ и семьи должна строиться на прочной правовой основе. Это возможно лишь в том случае, если воспитатели и родители изучили основные международные документы, регламентирующие работу ДОУ и воспитание дошкольников, в частности, «Конвенцию о правах ребенка», «Декларацию прав ребенка», «Устав дошкольного образовательного учреждения».

Опубликовано: 21.10.2021