Ресурсный круг в ДОУ

Конференция: Современный детский сад

Автор: Пашковская Ольга Витальевна

Организация: МБДОУ №40 «Пчелка»

Населенный пункт: Ростовская область, п. Щепкин

Название «Круг» имеет исторические корни. Согласно легенде, король Артур стал использовать круглый стол для своих рыцарей, чтобы пирующие не спорили о лучшем месте за столом, а были равными.

Круглый стол - это цивилизованный способ обмена мнениями, умения договориться, услышать друг друга. Гораздо позже выражение «круглый стол» стало привычным в словаре политиков и бизнесменов, а также использоваться в образовании, трансформировавших в термин «Круг».

Описание «Круга» как педагогической технологии встречается в работах Марии Монтессори. Знакомство с педагогикой М.Мантессори, позволило увидеть, что «круг» используется как организационный момент в начале дня, а также как структурный компонент в Монтессори-занятии, которое состоит из трех обязательных частей: круг» (вводная часть), свободная работа (основная), работа на линии (заключительная).

Ресурсный кругактивная форма обучения, при которой участники сидят (стоят) в круге лицом друг к другу, что убрать коммуникативный барьер.

Освоение технологии данного ресурсного круга идет постепенно в течение первого года развития детей.

По форме проведения.

  1. Ресурсный круг.
  2. Ресурсный круг с делегированием.

По образовательной направленности:

  1. Развивающий ресурсный круг как форма НОД проводится при первом знакомстве детей с ключевым произведением темы.
  2. Оценивающий ресурсный круг проводится как часть обобщающего активного занятия по пройденной теме.

Условия для успешного проведения ресурсного круга:

- Вводная беседа, как подготовка к восприятию изучаемой категории.

- Комфортная обстановка.

- Найти такой угол зрения в разговоре, при котором обыденное становится удивительным. Это позволяет заинтересовать, поддержать интерес, привлечь внимание и стимулировать работу ума и сердца учащихся.

- Любое мнение должно быть выслушано, принято.

 

 

Этапы работа

Длительность

Ресурсный круг

Ресурсный круг с делегированием

Оценочный ресурсный круг

Подготовительный

До 5 минут

Воспитатель заинтересовывает участников, раскрывая суть задания, рассказывая о предстоящей работе.

Основной

До 15-20 минут

(с учетом возраста детей)

Диалог воспитателя и детей по ключевому вопросу ресурсного круга с использованием дополнительных вопросов разного уровня сложности.

Делегирование:

  • ключевого вопроса детьми в малых группах по 3-5 человек, нахождение общего ответа и делегирование одному из участников малой группы права высказать совместное решение.

Отличительной особенностью оценивающего ресурсного круга является то, что воспитатель задает один – основной вопрос по теме обсуждения, на который дети отвечают по очереди, последним в круге говорит воспитатель и подытоживает обсуждение проговариванием первоначального смысла нравственной категории.

Рефлексия

До 3-4 минут

Воспитатель, дети анализируют и оценивают результат, устанавливают обратную связь друг с другом, акцентируется важность совместной работы группы.

Воспитатель обобщает высказывания детей с позиции соответствия первоначальному контексту обсуждаемой нравственной категории.

Допускаются оценивающие высказывания воспитателя по теме обсуждения, но не по высказываниям отдельных участников обсуждения.

Этапы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль педагога в проведении ресурсного круга.

Этапы работа

Цель этапа

Методические приемы

Подготовительный

Создать атмосферу взаимоуважения, доверия и раскрыть значимость предстоящей деятельности для детей.

Обязательные приемы: все участники располагаются по кругу. Право высказаться передается слева направо прикосновением к предплечью рядом сидящего ребенка. Первым высказывается ребенок, сидящий слева от воспитателя.

Примечание: на начальных этапах обучения детей работе в ресурсном круге участие в обсуждении каждого не обязательно: могут высказываться желающие.

Дополнительные приемы:

Возможно использование предметов – клубочек, веточка с распустившимися листочками, кукла и т.п. Выбор предмета обусловлен ключевой темой обсуждения.

Возможно использование аудио ряда: музыка, записи пения птиц, природных звуков (шум ветра, шум моря и т.п.).

Использование дополнительных приемов повышают эффективность включения в общую деятельность детей с разным ведущим типом восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики)

Основной

Поддержать и стимулировать успех каждого, даже самый маленький, незначительный.

Ресурсный круг:

воспитатель задает общий вопрос по теме и предлагает высказаться каждому.

Ресурсный круг с делегированием:

воспитатель задает общий вопрос по теме и организует детей в микрогруппы для обсуждения. Предлагает высказаться делегату от каждой микрогруппы.

Воспитатель создает ситуацию успеха для каждого участника обсуждения:

  • формулирует основной вопрос с

учетом готовности группы к обсуждению на уровне воспроизведения содержания текста (низкий уровень); установления причинно-следственных связей (средний уровень); осмысления категорийных понятий (высокий уровень);

  • задает дополнительные вопросы с

вопросы по теме учетом уровня подготовки ребенка (высокий, средний, низкий), поддерживает каждого доверием, взаимопониманием, словом, взглядом, жестом.

В ресурсном круге отсутствует отрицательная оценка мыслей, действий ребенка.

Педагогическая позиция: рядом во вне.

Рефлексия

Проговорить то, что запомнилось в совместном обсуждении.

1. Вопросы к детям:

- Что нового узнали?

- Что почувствовали во время разговора?

- Что запомнилось из того, что было сказано?

- Кого захотелось поблагодарить?

2. Тренинги единения группы, когда все участники берутся за руки для выполнения общего задания. Например: произносят девиз группы или, закрыв глаза, представляют всех тех, кто им помогал в достижении успеха, и пожатием руки передают благодарность друзьям - помощникам.

 

Особенности проведения.

1. Количество участников 10-12 (подгруппа детей или взрослых).

2. Начинает отвечать на вопрос воспитатель или ребенок (зависит от степени подготовленности детей). Воспитатель задает вопрос, в конце делает обобщение.

3. Разговор идет по кругу по часовой стрелке, слово передается касанием предплечья партнера слева или с передачей по кругу предмета, подходящего по смыслу занятия: кукла, солнечный лучик, солнышко, «золотое яичко», книга, «волшебный клубочек», семейная реликвия и т.д.

4. Ребенок может не отвечать, имеет право промолчать. Если такое происходит, воспитатель, зная индивидуальные особенности ребенка, спрашивает него до занятия или после.

5. Поскольку занятия реализуют потребность детей на получение положительного опыта, всегда на истоковских занятиях используется положительный опыт, который позволяет ребенку самоутвердиться. Нельзя делать замечания, если ребенок ответил неточно – продолжить ресурсный круг, не акцентируя на этом внимание.

 

Рекомендации к формулировке вопросов для обсуждения

в развивающем ресурсном кругу.

Основные правила:

  1. Основной вопрос не должен предполагать конкретного и (или) однозначного ответа – в

отсутствие мнений и обсуждать нечего.

  1. Основной вопрос должен соответствовать уровню литературного развития детей группы, т.е. учитывать готовность детей понять содержание текста.

Основной вопрос может быть взят из рубрики «Поразмышляйте вместе с детьми» в конце текста по книгам для развития детей под редакцией И.А. Кузьмина.

Пример: р.н.с. «Крошечка-хаврошечка». Средняя группа. Социокультурная категория «Благодарное слово». Даны следующие вопросы для совместного размышления:

а) вопросы: «Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?» и «Как вы понимаете фразу «на добро добром отвечать»? – могут использоваться в качестве основного, так как предполагают варианты ответов.

б) вопросы: «Как относилась Хаврошечка к коровушке?» и «Как была вознаграждена Крошечка-Хаврошечка?» – не могут использоваться в качестве основного вопроса, так как предполагают однозначный ответ по тексту.

Основные вопросы делятся по уровням сложности.

- «Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?» - это основной вопрос для развивающего ресурсного круга в группе детей с общим средним и низким уровнем литературного развития;

- «Как вы понимаете фразу «на добро добром отвечать»?» - это основной вопрос для развивающего ресурсного круга в группе с общим высоким уровнем литературного развития.

Дополнительные вопросы к ресурсному кругу.

Дополнительные вопросы задаются ребенку для уточнения глубины понимания им содержания текста (для детей низкого и среднего уровня литературного развития) и идеи произведения (для детей высокого уровня литературного развития).

При формулировке вопросов необходимо учитывать смысл осваиваемой нравственной категории (смотри «Слово к родителям»).

Уровни сложности дополнительных вопросов следует соотносить с категориями вопросов по О.В. Акуловой.

 

Уровни сложности по И.А. Кузьмину

Категории вопросов по О.В. Акуловой

1-й уровень: вопросы на воспроизведение информации

 

Вопросы, направленные на воспроизведение содержания.

Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям.

2-й уровень: вопросы на преобразование полученной информации (установление причинно-следственных связей, обобщение собственного чувственного опыта, обобщение информации)

Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему.

Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы, поступки персонажей.

3-й уровень: вопросы на преобразование имеющихся знаний, на творческий поиск.

 

Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности.

Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.

 

Рекомендации по подготовке к проведению развивающего ресурсного круга.

  1. Определить идею произведения (исходя из содержания «Слово для родителей»).
  2. Выбрать основной вопрос с учетом уровня литературного развития группы.
  3. Сформулировать вопросы к анализу литературного произведения по О.В. Акуловой – это будут дополнительные вопросы.
  4. Соотнести дополнительные вопросы по уровням сложности (по И.А. Кузьмину).

 

 

 

Ресурсный круг с родителями старшей группы на тему:

«Семейные традиции».

  1. Цель: Присоединение родителей к отечественным традициям. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении категории «Семейные традиции». Развитие единого контекста в группе.

Задачи:

  1. Актуализировать опыт сохранения и передачи семейных традиций.
  2. Развивать мотивацию у родителей к взаимодействию в группе.

Примерный план:

1.Подготовительный этап. Работа в круге. Присоединительное слово воспитателя по теме «Семей­ные традиции».

2.Основной этап. Работа в круге. Беседа с родителями о семейных традициях.

3. Заключительный этап.

Рефлексия.

  1. Подготовительный этап.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашей встрече, посвященной теме «Семейные традиции».

Традиция, как известно– это то, что перешло от одного поколения к другому.

И в каждой семье есть свои любимые традиции, которые мы с вами помним с детства. На прошлой недели, мы с детьми поговорили о семейных традициях, которые есть в ваших семьях и ребята с удовольствием сделали рисунки на эту тему. Посмотрите какая чудесная выставка у нас получилась. (смотрят на рисунки) А теперь я предлагаю Вам присесть в круг и немного пообщаться.

  1. Основной этап.

Воспитатель: мне хотелось бы с Вами поразмышлять над таким вопросом: «Для чего нужны семейные традиции?» Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу касанием руки.

Обобщение воспитателем ответов родителей: Я с вами согласна. Я считаю, что семейные традиции объединяют семью, позволяют воспитывать у детей уважительное отношение к родителям. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них много родных и близких, это те люди, которые их поддерживают и ценят. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение.

  1. Заключительный этап.

Рефлексия.

Воспитатель: я очень рада, что мы сегодня встретились и у нас получилась очень интересная беседа. И мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашей встрече: «Какие мысли и чувства у Вас возникли в ходе разговора? Что запомнилось из того, что было сказано?

Родители высказываются по желанию.

Заключительное слово воспитателя: Я рада, что мы все сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами. Я надеюсь, что наша встреча помогла вам осознать всю важность темы «Семейные традиции», её значимость и то, что необходимо сохранять свои семейные традиции, создавать новые и активно вовлекать в них своих детей.

Благодарю всех Вас за участие!

Опубликовано: 29.11.2021